http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=74f72690-665d-4cf2-af92-c502e5a6566d&print=1© 2024 Российская академия наук
В последнем, правда, мало кто сомневается: наука не стоит на месте, в прошлом году китайские исследователи уже начали эксперименты с человеческими эмбрионами.
Технологии уже есть: специальный белок Cas9, "работающий" у многих бактерий для осуществления своего рода "генетического иммунитета", надзора за чужими ДНК, содержащими генетическую информацию. После соответствующих манипуляций такой белок можно "научить" работать и с человеческими хромосомами, в которых будут инактивироваться "ненужные" или, наоборот, стимулироваться нужные гены. А вся эта методика получила название CRISPR, для удобства произносимое как "Криспер".
Самое интересное, что всего лишь в декабре ученые из США и тех же Великобритании и Китая собрались на саммит в Вашингтоне и пришли к общему выводу, что начинать полноценные эксперименты с человеческим геномом пока рановато. В частности потому, что "гарантия" исправления вредных генов в недавних китайских исследованиях не превышала всего 20 процентов.
Но, как и следовало ожидать, призыв "жрецов науки" оказался обычным "гласом вопиющего в пустыне". Да, в общем, позиция китайцев изначально выглядела немного лукавой. Дескать, мы в этой сфере работаем, но результаты не очень, так что остальным странам тоже браться за генную инженерию человека не нужно. Так что намерение англичан последовать примеру коллег из Поднебесной выглядит вполне логичным. Да и вообще, кто сказал, что подобные эксперименты носят исключительно гласный характер? Есть же частные лаборатории, а про "военный сектор" и говорить нечего, там все максимально засекречено.
Конечно, на словах все ставят перед собой исключительно благородные цели. Британские ученые, например, акцентируют свое желание научиться предотвращать выкидыши у беременных, особенно при ЭКО. Ну, а что для экспериментов берутся неиспользованные при том же ЭКО зародыши, так что в этом плохого?
Зародыш же не человек вовсе, что не устают повторять защитники "аборта как самой заурядной процедуры". Это если на родившихся детях эксперименты делать, сразу прослывешь новым "доктором Менгеле", нацистским врачом-изувером, проводившим свои жуткие эксперименты на заключенных в гитлеровских концлагерях. А если на эмбрионах, чьи "братики" или "сестрички" уже успешно родились, так глядишь, вместо длительного тюремного срока еще и Нобелевскую премию получишь.
Естественно, и все разговоры о том, что технология "Криспер" будет использована исключительно для лечения генетических болезней или для борьбы с выкидышами, — это "разговоры в пользу бедных". То есть, конечно, все эти варианты не исключаются. Ножом ведь тоже можно резать только мясо. Но кто даст гарантию, что инструмент не окажется в руках преступника, а потом, скажем, в животе у жертвы?
Так и с генной инженерией. Еще в 1997 году на экраны вышел фильм-антиутопия "Гаттака". Где как раз и повествовалось о "дивном новом мире" (вспоминая Олдоса Хаксли с его нашумевшим романом), где практически все дети рождаются с заранее "запрограммированными" свойствами. А главный герой, родители которого решили дать ему жизнь "по старинке", оказался самым настоящим "парией". Мало-мальски важные профессии были для него закрыты, разговор у "кадровиков" заканчивался сразу же после проведения генетического скрининга и выливался в фразу: "Вы нам не подходите".
Потому что одним нужен был запредельный интеллект, другим — накачанные мышцы и т. д. А герой картины-то хотел стать космонавтом, хотя на работу, кроме "уборщика", его нигде не брали. И в конце концов добился своего, но с помощью не только своей сильной воли, но и поддержки знакомого, парализованного после травмы атлета, который "одолжил" ему для обмана диагностирующей геном аппаратуры образцы своей крови и других тканей.
Кто-то, конечно, может сказать: "А что в этом плохого, если еще до рождения ребенка родители наделят его с помощью генетики какими-то талантами?" Да в общем, ничего — кроме того, что самого будущего человека об этом не спросили. И как знать, не получится ли с такими "идеальными людьми" то же самое, что и с обычными детьми, от которых чуть ли не с пеленок требуют упорных тренировок в музыке, шахматах и т. д. Хотя сам ребенок очень часто имеет совсем другие желания.
И потом, в отличие от фантастических фильмов, наука еще далеко не все знает о человеческом геноме. То есть, какой ген за что отвечает, вроде бы уже известно. А вот как десятки тысяч этих структур взаимодействуют в "симфонии" — это пока во многом "терра инкогнита", неведомая земля.
Например, в научных публикациях еще в прошлом веке встречались данные о том, что гениальность весьма часто сочетается не только с близорукостью (ну, правда, кто ж не знает, что почти все "очкарики" — одновременно и "ботаники"), но и с шизофренией и алкоголизмом. И не получится ли так, что в борьбе за здоровое зрение будущего малыша, а также гарантии его психического и наркологического здоровья, заботливые родители не лишат его возможности стать новым Эйнштейном?
И это ведь только ситуация, где решение принимают лишь будущие папа и мама! А если сюда вмешается еще бизнес, государство? Вон, недавно видный российский либерал и глава Сбербанка Герман Греф в очередной раз "наехал" на отечественную систему образования — дескать, не так, как надо, к рыночной экономике готовит. Надо быть более дисциплинированным, "пробивным" и иметь прочие либерал-рыночные "достоинства". В общем, превратить россиян в "съехавших" на "протестантской трудовой этике" американцев и прочих англосаксов. Ну, а тут подоспеет и генная инженерия человеческих эмбрионов с ее "чего изволите"…
В общем, перспективы у очередной "научной победы" вырисовываются мрачноватые. Впрочем для того, чтобы они не воплотились в жизнь, общество еще может приложить немало усилий.