http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=75527efb-3440-4a8a-b8df-845c403c7a69&print=1© 2024 Российская академия наук
Российские ученые уже сейчас участвуют в проекте "наследника" Большого адронного коллайдера — Международного линейного коллайдера (ILC), однако для того, чтобы эта установка была размещена в России, требуется политическое решение, сказал РИА Новости академик Виктор Матвеев, директор Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) в подмосковной Дубне.
Ранее в Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН) состоялась передача технического проекта (Technical Design Report) будущего коллайдера от разработчиков в руки гендиректора ЦЕРНа Рольфа Хойера, который будет отвечать за продвижение этого проекта и его доработку.
"Представители российских институтов — Курчатовского центра, ИТЭФа, Института ядерных исследований РАН — давно участвовали в проработке физических предложений и детекторов для этой установки. Россия участвует в этом проекте, но пока без финансовых и материальных обязательств", — сказал Матвеев, который участвовал в этой церемонии, а также является членом управляющего комитета ILC.
Он напомнил, что ОИЯИ давно предлагал построить ILC, стоимость которого оценивается в 7,8 миллиарда долларов в ценах января 2012 года, в Московской области, в окрестностях Дубны. Это предложение было в свое время поддержано подмосковным губернатором Борисом Громовым. Кроме того, этот район обследовала международная комиссия, которая пришла к выводу, что это очень выгодное с точки зрения геологии и других условий место.
"Но… это требовало официального решения правительства России. Так как Россия своего отношения пока официально не выразила, то это место пока не включается в число первоочередных возможных мест", — сказал Матвеев.
В настоящее время в качестве возможных мест строительства рассматриваются районы Китаками и Сефури в Японии, северный Иллинойс в США (здесь расположена Лаборатория имени Ферми — один из крупнейших физических центров), а также окрестности Женевы, где находится БАК.
"Это (размещение установки) требует определенных финансовых обязательств со стороны России. Скажем, Япония, которая предлагает свою территорию, заявляет, что готова взять на себя значительную часть расходов — до 60%. От России такого заявления не поступало", — сказал академик.
Коллайдер ILC будет состоять из двух линейных (а не кольцевых, как БАК) подземных ускорителей длиной около 30 километров, которые будут сталкивать лоб в лоб потоки электронов и позитронов с суммарной энергией столкновений от 500 гигаэлектронвольт до 1 тераэлектронвольта. ILC сможет с высокой точностью измерить параметры бозона Хиггса, в частности, проверить, является ли он составной частицей. Ученые смогут напрямую измерить массу самой тяжелой элементарной частицы — топ-кварка, "нащупать" связи между гравитацией и другими фундаментальными взаимодействиями. Физики также надеются найти "новую физику" — явления и частицы, выходящие за рамки современной теории — Стандартной модели.
Матвеев добавил, что до момента, когда будет сформирован окончательный облик проекта ILC, потребуется дождаться новых результатов БАКа, который в настоящее время остановлен для модернизации и увеличения энергии. "Потребуется учесть те результаты, которые БАК еще должен дать. Поэтому большое значение имеют результаты, которые появятся после модернизации Большого адронного коллайдера", — отметил академик.