http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=75c25016-9c30-420c-9c5d-db0aa9f83860&print=1© 2024 Российская академия наук
Целевая подготовка талантливой молодежи, известная во всем мире как «система Физтеха», доказала свою результативность на всех этапах развития России
Об этой уникальной системе рассказывает бывший ректор МФТИ Николай Карлов.
Справка STRF:
Николай Васильевич Карлов, ректор Московского физико-технического института в 1987 - 1997 г.г., член-корреспондент Российской академии наук, физик-экспериментатор, лауреат Государственной премии, председатель ВАК (1992-1997 г.г.), автор научных работ и учебников
— Вопрос о том, в какой мере может быть применен накопленный в МФТИ уникальный опыт целевой подготовки способных молодых людей к активной и продуктивной работе в областях фундаментальных и прикладных исследований на самом деле очень важен и интересен. Недавно издательство «Физматлит» выпустило (к сожалению, смехотворно малым тиражом) мою книгу «Книга о Московском Физтехе». В ней я попытался дать картину того, как и зачем разоренная только что закончившейся страшной войной страна бросила немалые для того времени силы на организацию физико-технического факультета Московского государственного университета (позднее - МФТИ). Я уже давно пришел к выводу, что великие народы, ведомые по жизненному пути великими государственными деятелями, оказываясь в форс-мажорных обстоятельствах, выходят из кризиса путем создания высших учебных заведений нового типа (здесь уместно вспомнить образовательные реформы графа С.Ю. Витте). Так же как в процедуре выпечки хлеба малую весовую долю составляют дрожжи, так и в ежегодном выпуске молодых специалистов и инженеров должна присутствовать доля элитных специалистов, способных работать нестандартно, творчески.
Человечеству, вообще говоря, нужна добротно сделанная работа. Современным потребностям должны удовлетворять современные инженеры, их должно быть много, они должны быть хорошо образованы, но работать они должны строго следуя установленному алгоритму или регламенту. Тогда рынок не будет испытывать разочарования, покупая продукцию их предприятий. Однако, чтобы двигаться вперед, нужны инновации. Точнее говоря, основание прогресса создается теми немногими, кто думает и действует нестандартно. Таких людей немного. По оценке социологов, их доля приблизительно десять в минус четвертой степени от общего числа работников. Но пользу они могут принести только будучи правильно и фундаментально образованными.
Задача Физтеха состояла в том, чтобы найти на широких просторах России этих молодых людей и дать им соответствующую подготовку. Такой подход делает ясным поиск ответа на постоянный вопрос о том, нужен ли Физтех России сейчас, и может ли быть проблемой тиражирование опыта Физтеха.
— Какова может быть роль Физтеха в подготовке специалистов в современных экономических условиях?
— Ответ очевиден. Физтех был создан тогда, когда жгуче остро стояла необходимость иметь современные вооруженные силы, снабженные адекватной времени военной техникой. Все 60 лет своего существования Физтех успешно выполнял эту работу. Теперь, когда идеологические причины взаимной вражды «двух миров» убраны, и остались только естественные геополитические противоречия между ними, опасность военного столкновения резко упала. Поэтому центр тяжести научных исследовательских и конструкторских работ в области новой техники смещается в сторону создания продуктов и услуг, которые изначально нацеливаются на гражданское применение. Здесь вступают в силу законы рыночной экономики – свободная конкуренция, которая при неудачном раскладе может привести к потере одной из сторон национальной самобытности и даже национальной независимости. Поэтому мы должны с прежним тщанием готовить наш абитуриентский корпус, а затем учить наших студентов в рамках педагогической парадигмы Петра Леонидовича Капицы, так называемой «системы Физтеха».
— Расскажите об особенностях «системы Физтеха».
— Суть «системы Физтеха» состоит в следующем. Во-первых, формируется абитуриентский корпус и отбор тех абитуриентов, которые не только смогут учиться на Физтехе, а это достаточно тяжело, но и обладают творческой активностью. Тем самым чувством нового, что сейчас модно называть «креативностью». Во-вторых, образование должно вестись преподавателями, сочетающими успешно научную работу с педагогической практикой. Этот принцип тоже на слуху, во всяком случае, именно на нем основываются современные идеологи создания в России национальных исследовательских университетов.
В-третьих, учебный цикл разбивается на две части: институтский цикл, когда непосредственно в стенах МФТИ читают лекции и проводят семинарские и лабораторные занятия талантливые исследователи. Лекционные курсы по дисциплинам общего плана должны читаться крупными учеными с легким учетом того раздела науки, в котором студенту в будущем предстоит работать. И производственный, когда студенты работают по своей специальности, усовершенствуя на практике теоретические знания.
На мой взгляд, без базового образования «система Физтеха» — немыслима. Базовое образование студенты получают, начиная с четвертого курса, там же пишут дипломы.
На самом деле «система Физтеха» не изобретена П.Л. Капицей. Он, может быть, подсознательно воспринял и реализовал на практике подготовку студентов к работе в атомной энергетике, химической физике, радиофизике, оптике, аэро- и термодинамике те методы, которые со временем великого Пирогова широко используются при подготовке медицинских работников.
— Необходимо ли тиражировать «систему Физтеха» в современных условиях?
— Считаю, это было бы хорошо. Несомненно, в будущем таких компактных институтов «для гениев» будет много. Особенно для узкоконкретных областей соответствующей техники.