http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=760bf9bd-8054-461b-a87f-921c4c8a6b65&print=1
© 2024 Российская академия наук

О необходимости создания ООО «ГАЗПРОМ электротранспортные системы» для развития российского рынка электрического транспорта: перспективы мультиэнергодиверсификации отечественной индустрии и взаимовыгодного сотрудничества академических институтов и промышленных предприятий для успешной реализации отраслевых инновационных и инвестиционных проектов

27.01.2022

Источник: Инвестиции в России, 27.01.2022, Леонид РАТКИН



Мировой рынок электротранспорта в последние десятилетия развивается стремительно и обладает долгосрочным потенциалом. Чем обусловлен рост объемов продаж электрического транспорта в мире? В чем его преимущество для ведущих экономик мировых регионов? Каковы перспективы развития? Об этом в начале 2022 года неоднократно дискутировали эксперты и промышленники, ученые и предприниматели на ряде форумов, посвященных стратегии роста мировой индустрии.

В январе 2022 года Комитет автопроизводителей Ассоциации Европейского Бизнеса в России провел традиционную пресс-конференцию, на которой подвел итоги минувшего 2021 года и наметил приоритетные направления развития мировой автомобильной индустрии. «Золотым спонсором» мероприятия выступила французская нефтегазовая компания «TotalEnergies», являющаяся четвертой в мире по объему добычи в мире (после «Royal Dutch Shell», «British Petroleum» и «ExxonMobil»). Среди «серебряных спонсоров» пресс-конференции следует особо отметить «A-SAFE», «CARDIF BNP PARIBAS GROUP» и «MIMS AUTOMECHANIKA».

В рамках пресс-конференции состоялись выступления Генерального директора Ассоциации Европейского Бизнеса Тадзио Шиллинга и Председателя Комитета автопроизводителей Ассоциации доктора Томаса Штэрцеля (Porsche Russland). Были представлены результаты анализа продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей в минувшем году: согласно отчетам, в декабре 2021 года было продано 133 470 автомобилей, что на 19,9% меньше по сравнению с 2020 годом! С учетом того, что первоначальный прогноз на 2021 год был 1,632 млн. автомобилей, а уточненный в июле 2021 года прогноз – 1,756 млн. автомобилей, в конце 2021 года наблюдалась относительно небольшая стагнация рынка в РФ. Фактические продажи в 2021 году составили 1 666 680 штук, что на 4,3% по сравнению с 2020 годом.

Если провести анализ изменения динамики продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей за десятилетие, с 2021 по 2021 годы включительно, то стагнация рынка становится долгосрочным трендом: в 2012 году было продано 2,94 млн. автомобилей, в 2013 году – уже 2,78 млн. авто, в 2014 году – 2,49 млн. авто. События конца 2014 года с «евродолларовым ралли» в декабре привели к более значительному сокращению объемов продаж в 2015 году – до 1,60 млн. авто с достижением минимума в 2016 году – 1,43 млн. авто. После начался двухлетний слабый рост объемов продаж – с 1,6 млн. авто в 2017 году до 1,80 млн. авто – в 2018 году. Затем – опять двухлетнее сокращение объемов продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей – с 1,76 млн. авто в 2019 году до 1,6 млн. авто в 2020 году. Слабый рост до 1,67 млн. авто в 2021 году может рассматриваться как начало очередного двухлетнего цикла роста на фоне нестабильного и периодически стагнирующего рынка. По мнению ряда экспертов, вследствие наблюдаемых негативных тенденций в мировой экономике и промышленности, в т.ч., связанных с сокращением объемов производства и нехватки комплектующих для бортовой автомобильной электроники, автомобильный рынок в минувшем году так и не смог полностью реализовать свой потенциал роста. На этом фоне иначе выглядит оперативная аналитика минувшей двухлетки: в первом квартале в 2020 года объем продаж стабильно рос ежемесячно с 100 тыс. авто в январе до 170 тыс. авто в марте: в 2021 году были показатели чуть ниже, но позитивная динамика сохранялась. Апрель 2020 года в России, памятный федеральным локдауном, обрушил продажи до 40 тыс. авто (со 170 тыс. авто в марте – более, чем в 4 раза!), и только постепенный рост до 60 тыс. авто в мае позволил в июне-июле 2020 года вернуться на уровень порядка 130 тыс. авто, а в августе 2020 года – на 140 тыс. авто. Отложенный спрос с апреля по август пандемийного 2020 года распрямившейся пружиной в сентябре «пробил потолок» продаж, установив рекорд по объему продаж - почти 180 тыс. авто! Кстати, этот рекорд держится до сих пор: с четвертого квартала 2020 года до конца 2021 года этот значение больше ни разу достигнуто не было, став максимальным! С октябрьских 150 тыс. авто, ноябрьских 155 тыс. авто и декабрьских 160 тыс. авто в 2020 году в январе 2021 года объем продаж опять упал до 90 тыс. авто, подрос до 120 тыс. авто в феврале, а с марта по май держался на уровне 140 тыс. авто. Июнь 2021 года – локальный максимум: почти 160 тыс. авто, за которым последовало двухмесячное падение со 130 тыс. авто в июле до 110 тыс. авто в августе (минимум за 2021 год!). Последние четыре месяца 2021 года объем продаж понемногу рос: со 120 тыс. авто в сентябре через 125 тыс. авто в октябре-ноябре до 130 тыс. авто в декабре.

Если динамику квартальных объемов продаж за минувшую двухлетку сопоставить укрупнено, то очевидно, что в 2021 году продажи снизились по сравнению с 2020 годом. Исключение составил второй квартал 2020 года, который особенно пострадал из-за весеннего локдауна, но надо обязательно учитывать, что авторынок РФ во втором квартале 2021 года вырос исключительно на фоне заниженных локдауном объемов продаж во втором квартале 2020 года! Действительно, если в 2021 году объем продаж с 1 по 4 квартал составил 397,3 – 483,4 – 389,2 – 406,7 (тыс. авто), то в 2020 году он (соответственно) равнялся 398,5 – 237,4(!) – 458,8 – 504,2 (тыс. авто).

Анализ рынка объемов продаж за последние шесть лет предполагает его детальную сегментацию, в которой можно выделить три основных тренда. Во-первых, очевиден постоянный рост объемов продаж внедорожников: с 36,33 тыс. авто в 2016 году до 47,29 тыс. авто в 2021 году (на 30%!). Это объяснимо ключевыми изменениями на мировом рынке автопроизводителей: внедорожники стали не только долгосрочным трендом, но и одним из ведущих направлений развития мировой автоиндустрии, усиление которого электротранспортной компонентой вместе с интеллектуальными транспортными системами является проявлением мультиэнергодиверсификации мировой экономики и промышленности.

Второй тренд мировой автоиндустрии – снижение объемов продаж автомобилей класса «компакт»: с 2016 по 2021 год они сократились с 21,3 тыс. авто до 14 тыс. авто. При этом большинство прочих сегментов, например, «микро», «микробусы», «люксы» и «минивэны», стабильно растут в течение последних 6 лет! Продажи легких коммерческих авто в 2020 и 2021 годах в целом показали лучшую динамику, чем весь мировой авторынок. Незначительное сокращение объемов продаж в 2021 году (по сравнению с 2020 годом) отмечалось в 4 квартале: если в 2020 году поквартальный объем продаж составил 22,7 – 17,6 – 29,3 и 42,04 (тыс. авто), то в 2021 году – 23,4 – 34,9 – 33,2 – 39,2 (тыс. авто).

Если стагнация рынка не могла отразиться на автомобильной индустрии в целом, то рынок электромобилей, благодаря государственной поддержке и госпрограммам формирования спроса на электромобили, включая использованию нулевой ставки ввозной таможенной пошлины, в 2020 году вырос стремительно с 19 авто в 1 квартале до 99 авто в 3 квартале, и 255 авто – в 4 квартале. В 2021 году в 1-м квартале было продано 204 авто, 2-м – 350 авто, после чего по причине общей стагнации рынка объем продаж начал снижаться с 243 авто в 3-м квартале до 204 авто в 4-м квартале. По мнению ряда экспертов, внесение изменений в законодательную базу с отменой нулевой ставки неминуемо приведет к длительному торможению процессов формирования электротранспортной инфраструктуры и падению спроса!

Анализируя объемы продаж топ-25 легковых авто, отметим, что Lada Vesta и Lada Granta по-прежнему возглавляют шот-лист: объемы продаж Vesta с 107 281 авто в 2020 году выросли до 113 698 авто, а Granta – снизились со 126 112 авто до 111 430 авто. Объемы продаж Kia Rio в 2020 году составили 88 064 авто и в 2021 году – 82 941 авто, Hyundai Creta – 73 537 авто в 2020 году и 68 081 авто в 2021 году, Hyundai Solaris – 49 280 авто в 2020 году и 61 061 авто в 2021 году, Lada Niva – 11 002 авто в 2020 году и 51 242 авто в 2021 году, VW Polo – 58 455 авто в 2020 году и 46 887 авто в 2021 году, Skoda Rapid PA II – 26 267 авто в 2020 году и 41 680 авто в 2021 году, Renault Duster – 31 640 авто в 2020 году и 41 471 авто в 2021 году, Lada Largus VP – 37 166 авто в 2020 году и 39 541 авто в 2021 году, Toyota RAV 4 – 36 433 авто в 2020 году и 38 441 авто в 2021 году, Toyota Camry – 27 373 авто в 2020 году и 31 983 авто в 2021 году, Renault Logan – 32 628 авто в 2020 году и 29 783 авто в 2021 году. Вторая половина списка наиболее продаваемых автомобилей не менее презентабельна: продажи VW Tiguan составили 32982 авто в 2020 году и 29 232 авто в 2021 году, Kia K5 – 8126 авто в 2020 году и 29 224 авто в 2021 году, Kia Sportage – 28 190 авто в 2020 году и 24 969 авто в 2021 году, Renault Sandero 26 038 авто – в 2020 году и 22 386 авто – в 2021 году, Lada XRAY – 19 286 авто в 2020 году и 22 107 авто в 2021 году, Nissan Qashqai – 22 110 авто в 2020 году и 20 474 авто в 2021 году, Mazda CX-5 – 20 033 авто в 2020 году и 19 828 авто в 2021 году, Skoda Karoq – 15 551 авто в 2020 году и 19 487 авто в 2021 году, Nissan X-Trail – 20 237 авто в 2020 году и 19 010 авто в 2021 году, Renault Kaptur – 20 284 авто в 2020 году и 18 889 авто в 2021 году,Renault Arkana – 16 814 авто в 2020 году и 18 246 авто в 2021 году, и Kia Seltos – 12 774 авто в 2020 году и 17 865 авто в 2021 году. Итоговые данные приведены намеренно, поскольку они отражают реальную картину объемов продаж по ведущим отечественным и иностранным маркам авто, у других марок авто показатели ниже. В представленном перечне присутствует ряд российских моделей, но данные о предпочтениях на рынке помогают объективно оценить преимущества и недостатки моделей, провести маркетинговую оценку и выработать механизмы по улучшению потребительских свойств автомобилей.

Десятка лучших по продажам за последние два года легких коммерческих авто включает в себя: GAZ LCV Gazelle – 43 457 авто в 2020 году и 47 032 авто в 2021 году, Ford LCV Transit – 14 038 авто в 2020 году и 20 840 авто в 2021 году, UAZ Classic Commercial – 13 074 авто в 2020 году и 11 884 авто в 2021 году, Lada Largus VU – 11 740 авто в 2020 году и 10 573 авто в 2021 году, GAZ LCV Sobol – 7 712 авто в 2020 году и 9 436 авто в 2021 году, UAZ Profi – 2 698 авто в 2020 году и 3 819 авто в 2021 году,VW NFZ Transporter/Caravelle – 1 785 авто в 2020 году и 3 073 авто в 2021 году, Peugeot Traveller – 1 705 авто в 2020 году и 2 701 авто в 2021 году, Peugeot New Expert – 966 авто в 2020 году и 1 901 авто в 2021 году, Lada Granta VU – 1 669 авто в 2020 году и 1 782 авто в 2021 году. Список топ-10 лидеров авторынков не претерпел изменений, подтверждая традиционные приоритеты рынка и формируя долгосрочные тренды развития рынка. Вместе с тем необходимо отметить, что Правительство Российской Федерации приняло Концепцию развития электротранспорта и водородного автотранспорта, что не может не отразиться не изменении предпочтений по ряду продуктовых линеек и приведет к изменению структуры автомобильного рынка. Кроме того, снижение производства и возникший дефицит полупроводников в мире вместе с проблемами логистики и рядом иных негативных тенденций способствовали сокращению предложений, а локдаун весны 2020 года оказывал сильное негативное влияние на рынок в 2021 году и определил тенденции рынка в 2022 году. Поскольку дефицит автомобилей до сих пор по ряду сегментов сохраняется, то большинство производителей сообщают о росте объемов заказов и волне отложенного спроса, которая может негативно повлиять на рынок в 2022 году. Вместе с тем, повышенный отложенный спрос 2020 года обеспечил быстрое восстановление в течение первых 8 месяцев 2021 года, после которых стагнация вновь оказалась довлеющим фактором рынка.

Среди актуальных тем развития автомобильной отрасли, прежде всего, необходимо отметить возможность внедрения интеллектуальных транспортных систем, в частности, использования авто как источника данных о владельце, и соответственно, повышения уровня защиты информации. Кроме того, необходимо устранение недоработок в нормативно-правовой базе с устранением правовых пробелов и внутренних и внешних противоречий в текстах нормативно-правовых документов (НПД), в частности, для повышения эффективности реализации отраслевых инновационных и инвестиционных проектов и для совершенствования механизмов саморегулирования в отрасли. Ожидается быстрый рост рынка электромобилей, для стимулирования спроса необходимо повторное введение нулевой ставки ввозной таможенной пошлины и интенсивное развитие зарядной инфраструктуры. Наконец, необходимо дальнейшее внедрение в автотранспорте блокчейн-технологий, например, в сфере online продаж, и повышение объемов и степени защиты электронного документооборота с разработкой механизмов отзывных акций через личный кабинет с применением технологий защиты информации, основанных на комбинировании технологий криптографии и компьютерной стеганографии. Также необходимо внесение изменений в НПД с повышением порогового значения «налога на роскошь», принятием поправок в Постановление Правительства РФ № 719 с уточнением требований по локализации производства, и разработкой механизмов «экспортных баллов» для роста объемов экспорта автомобилей и их компонентов.

По мнению экспертов, в 2022 году проблемы поставки полупроводниковой бортовой электроники для авто наряду с сокращением производства, нарушением логистики и цепочек поставок и дефицитом контейнеров продолжат оказывать негативное влияние на рынок. В сложившейся ситуации доля импортных автомобилей на российском рынке будет продолжать снижаться. При этом прогноз развития рынка на 2022 год актуален при условии, что финансово-экономическая и геополитическая ситуация не ухудшится и не будут приняты иные ограничительные меры во внешней торговле, в частности, не будет расширен санкционный список. При наиболее благоприятной ситуации Комитетом автопроизводителей Ассоциации Европейского Бизнеса ожидается небольшой рост объемов продаж по сравнению с 2021 годом до 1 722 000 проданных автомобилей, т.е. увеличение составит порядка 3,3%, по сравнению с 2021 годом.

На проведенном в середине января 2022 года в Москве при поддержке Правительства Российской Федерации Гайдаровском форуме «Россия и мы: приоритеты» неоднократно обсуждались вопросы развития рынка электрического транспорта. Модераторы и спикеры ряда научных сессий и круглых столов, ведущие промышленники и известные ученые, включая представителей старейшей отечественной Академии – Российской академии наук (РАН), дискутировали об особенностях реализации отраслевых инвестиционных проектов и перспективах внедрения инновационных технологий в промышленное производство. Были высказаны различные точки зрения по ключевым проблемам развития электротранспорта, включая создание энергетической инфраструктуры, подготовки кадров, формирования резервного пула специалистов, оптимизации грузопассажирского трафика, активного внедрения интеллектуальных транспортных систем. Особое внимание уделялось экспертизе инновационных и инвестиционных проектов с участием представителей академических институтов и промышленных предприятий, а также успешной реализации международных программ по научно-образовательному, финансово-экономическому и промышленно-технологическому сотрудничеству в сфере электрического транспорта.

Аналогичные вопросы рассматривались и в рамках Мирового экономического форума в Давосе, проведенного с 17 по 21 января 2022 года. Например, проблемам мультиэнергодиверсификации и развитии мировой экономики и промышленности были посвящены вступления Председателя КНР Си Цзиньпина, Премьер-министра Индии Нарендры Моди, Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша, Премьер-министра Израиля Нафтали Беннетта, Премьер-министра Японии Кисиды Фумио, Федерального Канцлера Германии Олафа Шольца, Президента Индонезии Джоко Видодо, Президента Европейской Комиссии Урсулы фон дер Ляйен, Премьер-министра Австралии Скотта Моррисона, Вице-президента Нигерии Йеми Осинбаджо, министра финансов США Джанет Л. Йеллен. Проблемы климатических изменений внесли коррективы и в программу Давосского форума: на специальных сессиях «Navigating the Energy transition» («Навигация по энергетическому переходу») и «ESG Metrics for a Sustainable Future» («Показатели ESG для устойчивого будущего») рассматривались различные сценарии развития на мировом энергетическом рынке в контексте предстоящих изменений, и возможные инструменты для минимизации рисков и формирования оптимальных траекторий ESG-перехода для компаний, отраслей и мировых регионов.

Выводы и рекомендации:

1. Одним из перспективных направлений развития мировой автомобильной автоиндустрии является электрический транспорт. Электротранспортные средства и системы активно применяются российскими и зарубежными разработчиками автомобилей, практически в каждом сегменте авторынка наблюдается их рост. В наибольшем сегменте внедорожников тенденция на увеличение длительности пробега, повышения проходимости, роста емкости аккумуляторов и сокращения времени подзарядки наблюдается наиболее рельефно. Вместе с тем, в последнее десятилетие наметился тренд на снижение объемов продаж автомобилей класса «компакт», что отчасти обусловлено перераспределением функций между другими классами, снижением себестоимости производства и сокращения сроков окупаемости соответствующих инвестиционных и инновационных проектов.

2. Как неоднократно отмечал Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.В.Новак, координирующий работу федеральных органов исполнительной власти по ряду направлений, включая ТЭК, российские академические институты активно взаимодействуют с крупнейшими отечественными и зарубежными энергетическими корпорациями в разработке и производстве электротранспортных средств и систем. В связи с этим целесообразно создание в группе компаний «ГАЗПРОМ» дочернего предприятия ООО «ГАЗПРОМ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ» для концентрации научно-образовательного и промышленно-технологического потенциала ведущих российских ученых и промышленников и для создания новых моделей электротранспортных средств и систем, в т.ч., электромобилей.

3. ПАО «ГАЗПРОМ» является глобальной энергетической компанией, развивающей, в т.ч., широкий спектр направлений взаимодействия с ведущими промышленными предприятиями и академическими институтами, в частности, с Институтом проблем нефти и газа РАН (научный руководитель – академик РАН А.Н.Дмитриевский), Институтом нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН (научный руководитель – академик РАН А.Э.Конторович), Институтом нефтехимического синтеза имени А.В.Топчиева РАН (директор – член-корреспондент РАН, профессор РАН А.Л.Максимов). Указом Президента Российской Федерации от 20.01.2022 № 16 «О награждении государственными наградами» за особые трудовые заслуги перед государством и народом звание Героя Труда Российской Федерации присвоено А.Б.Миллеру – председателю Правления, Заместителю Председателя Совета директоров ПАО «ГАЗПРОМ». Алексей Борисович возглавляет «ГАЗПРОМ» с 2001 года, 31.01.2022 ему исполняется 60 лет!!!

4. Помимо крупнейшего газового холдинга ПАО «ГАЗПРОМ» в России вопросами разработки и производства электротранспортных средств и систем занимается ряд других предприятий и организаций. Например, ряд работ с участием российских ученых – представителей академических институтов проводится в ПАО «Нефтяная компания «РОСНЕФТЬ»»: Главным исполнительным директором и Председателем Правления ПАО «Нефтяная компания «РОСНЕФТЬ»» с 23.05.2012 является И.И.Сечин: с 12.05.2008 по 21.05.2012 Игорь Иванович – Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, координировавший работу федеральных органов исполнительной власти по ряду направлений, включая ТЭК.