http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=763e9dd2-b41c-46ee-bddc-5b60b2610f58&print=1
© 2024 Российская академия наук

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОГО СОЮЗА РЕКТОРОВ РОМАН СТРОНГИН О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

04.08.2014

Источник: МК, Петр Авдентов



 

Знания дает сильнейший

Тема образования сегодня в тренде. Именно от качества подготовки молодых специалистов и рабочих сегодня во многом зависят темпы развития страны. Сегодня с корреспондентом «МК в НН» беседует президент Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, вице-президент Российского союза ректоров Роман Стронгин.

- Роман Григорьевич, какие проблемы образования вы считаете наиболее актуальными?

- Как построить современное образование? Новые технологии междисциплинарны. Вот, к приме-ру, биотехнологии. Это и химия, и физика, и компьютерное моделирование, и многое другое. Ни один человек не может быть во всём этом специалистом высочайшего класса. Значит, нужно объединение людей. Вы их собираетесь всех вырастить – так на это уйдет десятилетие. Значит, вы должны объединить тех, кто есть. А они работают в разных организациях и перейти в вашу не очень-то хотят. Как создать не административно, через общий проект, такие коллективы? Мы в университете научились это делать.

Жизнь сегодня стала междисциплинарной и требует интеграции. Собрали вы людей, а дальше нужно дорогое оборудование – установки в миллион евро за штуку. Не купит университет такие установки. Значит, надо объединяться с Академией наук, с промышленностью вместе работать. А у них свои интересы, они свои задачи решают, а не ваши. Интеграция может быть там, где есть общий интерес.

Если говорить об университете, то нам всем повезло. Перелом произошел в начале 90-х годов. Он нас не обрушил. Я ведь учился рыночной экономике на Западе. Ни один университет в мире не имеет 100-процентного бюджетного финансирования. Он обязательно должен зарабатывать. Как? На чем? Идея, что можно просто учить студентов за деньги, здесь не пройдет. Нужно развивать совершенно новые формы деятельности, которые и доходы приносят, и основной деятельности не противоречат. Не надо становиться магазином или ремонтной мастерской – это неправильно. И у нас сложилась определенная группа в ректорате, которая этим активно занялась. И сегодняшние успехи – это результаты трудов не одного года. Получается у талантливых, а талантливые искрят, когда взаимодействуют, когда считают, что вместе выигрывает каждый.

- Каково ваше отношение к нынешней государственной политике в области образования?

- Нужно понимать, что образование в целом не может так быстро развернуться к пониманию но-вых задач. 70 лет жили в одной системе, а потом хотим за несколько лет развернуться в другую сторону. Даже в малом бизнесе, чтобы создать его с нуля, как систему в стране, надо два поколе-ния – а это 50 лет. Ничего удивительного, что у нас пока получается не всё. Точно так же, чтобы образование могло воспринять эти сложные повороты жизни, нужно большое время. А государство ждать не может. Поэтому оно пытается административно процесс подтолкнуть – где-то правильно, а где-то не очень удачно.

Приведу пример правильного подхода. Когда Путин был первый раз президентом, он выдвинул идею приоритетного национального проекта «Образование». Государство вложило туда гигантские деньги. Но оно не раздало их всем, а на конкурсной основе объявило первый проект «Инно-вационная программа вуза» - с финансированием 700 миллионов рублей на 3 года. Сложнейший был конкурс: два тура тайного голосования, каждый проект проходил экспертизу академического и бизнес-сообщества. Участвовало много вузов – ограничений не было. Мы выиграли в первой волне – там было 12 победителей.

Потом были другие такие проекты, например «Национальный исследовательский университет» или «Федеральный университет». Мы участвовали в обоих конкурсах и выиграли в первом в пер-вой волне.

Не дожидаясь никого, мы приняли стратегию развития университета до 2020 года. Не план, план – это когда у вас есть ресурсы. А стратегия – это, где взять ресурсы, во что вложить и что у вас должно быть в 20-м году. А через полгода государство объявило конкурс на государственную поддержку тех вузов, которые поднимутся в мировых рейтингах. И там было 15 мест. Так вот оказалось, что наша стратегия имела практически те же критерии, которые государство выбрало. То есть мы начали правильно понимать задачи и выиграли, попав в число 15 победителей. А это уже больше миллиарда рублей бюджетного финансирования.

Мы анализируем жизнь, и государство анализирует. Оно привлекало международных специали-стов, и в итоге сформулировало то же, что и мы.

- Но вы-то были к этому уже готовы, и на полкорпуса впереди…

- Задача по планированию развития понимается нами как систематическая. Всё очень быстро ме-няется, и неправда, что вы можете впопыхах что-то подправить. Вы должны систематически это делать. И начинается всё с вопроса: а что вы могли бы делать лучше всех в мире. Вы сосредоточи-ваете ресурсы, умы на этих стратегических направлениях. Вы не губите всё остальное, но вот это – приоритет. Приоритет, как правило, комплексный – все могут найти свое место.

Лет 10-12 назад мы видели, что наши биологи хорошие, но классические: растения, животные… А вот современных биотехнологий у нас нет. Я еще был проректором тогда…

И мы начали искать, как создать то, чего раньше не было. Решение пришло через интеграцию – внутреннюю, с Академией наук и с другими. Сегодня у нас есть Институт живых систем, который мы построили на свои деньги. На оборудование средства дало государство. Институт уже признан в мире, с ним сотрудничает масса зарубежных университетов, договоры подписаны, выиграны гранты.

Но, продолжая эту линию, мы одновременно считали, что нам нужна интеграция с прикладной наукой, и не только в биологии. Мы сделали на свои деньги проект большого инновационного центра на 25 тысяч квадратных метров. Разрешение на строительство получили – только денег на него не было. А потом не наше, а совсем другое министерство объявило программу по созданию зоны роста медицинского приборостроения и биотехнологий. Это современное медицинское оборудование делают наши оборонные предприятия. Мы вступили в их ассоциацию, и свой проект развернули в этом направлении. И выиграли 1,3 миллиарда рублей. В 2016-м году построим. В нем будут совершенно новые технологии с участием других партнеров.

В этом отношении мы просто наследники прошлого университета. Заслуга не в том, что мы при-думали, а в том, что мы такой сложный способ жизни сумели сохранить. Вот в 60-е годы профес-сор Неймарк предложил открыть новый факультет вычислительной математики и кибернетики. Он считал, что компьютер – это не дополнение к математике, а новое направление деятельности людей. И оно требует новых кадров. Предложение Неймарка было поддержано на всех уровнях. Советское правительство открыло такой факультет – первый в СССР в 1963 году. Пришли новые технологии… Мы оказались впереди. Сегодня мы сотрудничаем с Интелом, Майкрософтом… Студенты моей кафедры в 2011 году заняли первое место в мире по программированию параллельных машин. Ну не знал Неймарк, что это будет. Но он знал, что за этим будущее.

А мой ученик, который сейчас декан этого факультета, в 2011 году представил учебный план, как готовить специалистов по супервычислениям. Не курс, а весь учебный план на 5 лет. Представил на конкурс в Европе и занял первое место.

- Недавно министр образования Дмитрий Ливанов на совещании у премьера Дмитрия Медведева выразил желание, чтобы к 2017 году подготовка студентов велась только в сильных вузах. Там же министерство планирует оставить магистратуру и аспирантуру, а остальные вузы перевести на прикладной бакалавриат. «Сейчас абсолютное большинство родителей считает высшее образование обязательным для своих детей, поэтому выросло количество вузов. Отсюда издержки: диплом получить несложно, сложно получить знания, — отметил на совещании сам премьер. — Но государству не нужны бесполезные учреждения, штампующие неподготовленных выпускников». Как вы относитесь к этой новации?

- И министр, и премьер рассуждают с точки зрения государства. Вот вуз, в нем 100 аспирантов, а объем денег по науке на каждого аспиранта не получается даже 10 тысяч рублей в год. Ну какие же это аспиранты? Это профанация. Если они хотят настоящую аспирантуру, давайте, ребята, в лучшие московские, нижегородские, новосибирские вузы. Давайте по-настоящему.

Жизнь, когда брали инженера для работы на овощебазе, кончилась. Все хотят инженера, который придумывает новое, конкурентоспособное. Медведев же не говорит, кому он даст деньги. Тут конкурсная основа, подавать заявки могут все.

Жизнь становится жесткой, соревновательной. И только так можно иметь результаты.