http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=769110c8-5090-4885-afbd-d81f251dc04d&print=1
© 2024 Российская академия наук
Первая большая пресс-конференция министра науки и высшего образования прошла в необычном режиме, став своеобразным бенефисом Михаила Котюкова. Согласно привычному сценарию, выступающий предваряет вопросы журналистов сообщением по теме разговора. В данном случае тема была сформулирована чрезвычайно широко, видимо, поэтому решили обойтись без прелюдий и начали как раз с вопросов.
Собравшихся в равной мере волновали проблемы науки и высшей школы. Затрагивались и общие вопросы. Журналистов, например, интересовало, сформирована ли окончательно министерская команда. М.Котюков сообщил, что на сегодня примерно две трети сотрудников принято на работу переводом из прежнего министерства и ФАНО и по конкурсу набираются специалисты на вакантные должности. Комплектование основного состава предполагается завершить в этом году.
Предсказуемо много спрашивали про нацпроекты “Наука” и “Образование”, которые в последнее время у всех на слуху. В какой стадии находится их подготовка? Какие средства выделяются?
- Утверждены паспорта нацпроектов президиумом Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, - рассказал М.Котюков. - В правительство внесены федеральные программы, которые детализируют поставленные в них задачи. Проводится обсуждение этих документов с общественно-деловыми советами и экспертными группами по различным направлениям. Министерство участвует в подготовке проекта федерального бюджета, в который закладываются средства для реализации мероприятий нацпроектов в предстоящие три года. Готовятся правовые, финансовые и организационные решения, которые необходимы, чтобы начать работу с первых дней следующего года.
Финансирование национального проекта “Наука” (НПН) из бюджета, согласно паспорту, должно составить 404 млрд рублей на шесть лет, однако эта цифра достаточно условная, отметил министр.
- Нацпроект не отдельная надстройка, - заявил он. - Работа по достижению стратегических целей, на мой взгляд, будет малорезультативной, если мы не пересмотрим в том числе и базовые процессы. Общий бюджет проекта будет уточняться. В нем появятся и государственные организации, имеющие свой бюджет, и индустриальные партнеры со своим вкладом. Все эти средства пойдут в общую копилку.
На вопрос “Поиска”, откуда они возьмутся и что заставит отечественный бизнес, который до сих пор был равнодушен к научным разработкам, включиться в инновационные процессы, министр ответил уклончиво. Он лишь уточнил, что от бизнеса вряд ли стоит ждать инвестиций в фундаментальные исследования, но компании, заинтересованные в новых технологиях и прикладных решениях, все же есть. М.Котюков привел пару примеров успешного взаимодействия академической науки, университетов и организаций реального сектора экономики. Так, в рамках государственной научно-технической программы по развитию сельского хозяйства удалось отобрать около 25 проектов по селекции и семеноводству картофеля, которые готовы поддерживать агропромышленные компании. Эти программы ориентированы на российский генетический материал и базируются на результатах исследований, которые начинались в НИИ РАН.
- Речь идет не о единичных проектах, - подчеркнул министр. - Да, их не очень много, но это не “заповедники”, у нас накоплен опыт организации совместной работы. На его основе мы сейчас готовим общий порядок формирования программ, которые предполагают движение науки и производства “на встречных курсах”.
Отвечая на вопрос о том, как нацпроект “Наука” соотносится с другими документами, определяющими научную политику, министр отметил, что НПН включает в себя мероприятия, необходимые для реализации Стратегии научно-технологического развития РФ. Наряду с нацпроектом по науке с 2019 года должна заработать новая Госпрограмма научно-технологического развития (ГПНТР), которая придет на смену действующей сейчас госпрограмме “Развитие науки и технологий”. Недавно Правительством РФ было принято решение, что в эту ГПНТР, которая сейчас находится в стадии разработки, будут интегрированы и вопросы высшего образования. Первый этап обсуждения единой программы научно-технологического развития и развития высшего образования уже прошел, отметил министр. Он подчеркнул, что кроме интеграции научных и образовательных задач необходимо сделать еще один важный шаг - сформировать систему межведомственного взаимодействия, что будет определять успех разработки подобных программ.
Наряду с глобальными, стратегическими темами на пресс-конференции затрагивались и менее масштабные, но не менее актуальные для научно-образовательного сообщества вопросы.
Отвечая журналистам, министр, в частности, сообщил, что число бюджетных мест в вузах в ближайшее время не вырастет, но и не сократится. Кроме того, он проинформировал, что Минобрнауки планирует продолжить поддержку программы мегагрантов и “5-100”. Сообщил М.Котюков и о том, что министерство не собирается централизованно заниматься популяризацией научных знаний. По его мнению, эту работу обязаны вести все научные учреждения. “Доведение до общества результатов исследований должно стать постоянным пунктом повестке каждого руководителя”, - заявил министр.
По просьбе “Поиска” Михаил Михайлович поведал о судьбе Правил взаимодействия Минобрнауки и РАН, которые, как нам ранее рассказал вице-президент академии Алексей Хохлов, министерство заблокировало уже после того, как документ был согласован, опубликован на сайте regulation.gov и прошел общественное обсуждение.
- Министерство ничего не блокировало, - изложил свою версию происшедшего М.Котюков.
Он сообщил, что РАН и Минобрнауки “пробовали сработать на опережение” и подготовили сначала документ о порядке совместных действий в отношении академических организаций.
- Однако нам напомнили, что Академия наук выполняет ряд функций, выходящих за рамки академических организаций, поэтому сначала надо разработать общий порядок, а потом учесть особенности НИИ, ранее подведомственных РАН, - продолжил министр. - Сегодня оба документа в значительной степени проработаны, и в ближайшее время мы с президентом академии Александром Сергеевым “сверим часы” по каждому из пунктов.
Как министр относится к тому, что в регионах нарастает недовольство существенной разницей в оплате труда научных сотрудников в Москве и на окраинах, которая возникла в ходе реализации “зарплатного” указа Президента РФ? Видит ли угрозу от растущего дисбаланса, которые может привести к оттоку научных кадров из регионов в столицы? На последний вопрос “Поиска” М.Котюков ответил отрицательно. По его словам, проводимый Минобрнауки и РАН мониторинг не показывает тенденции внутренней “утечки мозгов”.
- Какое-то движение существует всегда, люди едут в “центр” не за зарплатами, а за масштабными научными проектами, - пояснил министр. - Я бы не стал говорить о том, что эта проблема носит катастрофический характер. Не секрет, что дифференциация по зарплатам внутри одного института иногда бывает больше региональной.