http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=773d7b15-2ec0-4d2d-a024-d18bd8b9e713&print=1
© 2024 Российская академия наук

ЕВГЕНИЙ КАБЛОВ: ШЕСТНАДЦАТЬ НАПРАВЛЕНИЙ УСПЕХА

08.11.2006

Источник: Российские вести, Беседовал Владимир ДЕРНОВОЙ



Государственный научный центр РФ "Всероссийский институт авиационных материалов" (ВИАМ) - один из лидеров мирового авиастроения. За последние годы здесь созданы материалы и технологии, на десятки лет опережающие научную мысль и опыт самых развитых стран. 96 процентов из них используются в российской авиационно-космической технике. О перспективных работах и проблемах института наш корреспондент беседует с генеральным директором Центра, академиком РАН, членом Совета при Президенте РФ по науке и высоким технологиям Евгением Кабловым.

- Евгений Николаевич, известно, что на Совете идет открытый обмен мнениями между Президентом и учеными. Многие их предложения одобрены. Помогли они развитию отечественной науки?

- Например, при рассмотрении 25-й главы Налогового кодекса я внес предложение перенести науку из раздела "Прочие" в "Основное производство". И это решило вопросы ремонта, восстановления зданий, научного оборудования. На Совете также отмечалось, что основной путь развития России - инновационный. И Президент подчеркнул, что нельзя развивать экономику только в сырьевом направлении, необходимо активно внедрять производство наукоемкой продукции. А то ведь стыдно, что ее доля на мировом рынке всего 0,3 процента. У нас много уникальных разработок, идей. Но отсутствие организационно правовых, экономических условий тормозит их внедрение. Поэтому нужна Национальная инновационная система (НИС), которая позволит создавать новые знания и переводить их в наукоемкий товар. Основными звеньями НИС должны стать институты Академии наук, научные центры, ведущие вузы, имеющие научную школу.

Правда, некоторые реформаторы утверждают, что основу НИС должны составить венчурные фонды, центры технологий, инжиниринговые фирмы. Я не отрицаю их важность, но на этом рынке для всех должны быть созданы равные условия. Научные центры, институты, например, должны иметь право организовывать дочерние предприятия, на базе которых они могли бы производить наукоемкий товар.

Если производить наукоемкий товар в Центрах, то их могут лишить аккредитации, поскольку в Законе "О науке" записано, что 70 процентов деятельности ГНЦ должны составлять научно-исследовательские работы, и только 30 процентов контракты по хозяйственным договорам. Как же тогда повышать инновационную активность? Государство должно установить такие правила игры, которые бы стимулировали инновационную деятельность. Для активной работы научных организаций нужно снять многие барьеры, в том числе и финансовые. В частности, по Закону "О науке" необходимо на нее расходовать четыре процента ВВП. Пока только -1,3 процента от расходной части бюджета. В США 2,8 от внутреннего валового продукта. Но ВВП и бюджеты у нас разные. И если мы хотим не отстать от передовых стран, то расходы на науку должны быть соизмеримы хотя бы с ее потребностями.

Чтобы научные центры развивались и не ждали дотаций из бюджета, необходимо разрешить им 50 процентов прибыли использовать на приобретение нового оборудования, и эти средства не облагать налогом на прибыль. Сейчас со ста процентов прибыли платим налог. А если, например, приобретается прибор за 100 тысяч долларов, то 50 процентов его стоимости - таможенные платежи. Научная организация, которая поставляет наукоемкую продукцию или покупает экспериментальную технику, находится в равных условиях с нефтедобывающей компанией. Если государство заинтересовано, чтобы научные центры оснащались современным оборудованием, необходимы льготные схемы ввоза исследовательского оборудования. Словом, в этом и других вопросах деятельности научных организаций государству нельзя ослаблять рычаги управления.

- Кстати, авиационная промышленность концентрирует самые высокие технологии, обеспечивает работой сотни тысяч специалистов, мирное небо над страной, а в нынешнем Правительстве ее вопросами ведает всего лишь маленький департамент. ..

- Недавно среди руководителей оборонных предприятий провели опрос. Большинство из них считают, что эффективно управлять авиапромом, подготовкой кадров, освоением новой техники и вооружений, развитием предприятий должен федеральный орган исполнительной власти. Конечно, есть Государственный комитет по гособоронзаказу, но он не решает проблем оборонного комплекса. Если взглянуть на эту проблему с точки зрения ядерных сил сдерживания, то есть Федеральное космическое агентство и Агентство по атомной энергии, но отсутствует авиационное и морское, которые должны курировать основные средства доставки.

- В начале сентября в Геленджике прошел гидроавиасалон. Традиционно ведущие научные организации демонстрируют там итоги работы. Что представил ВИАМ?

- Мы демонстрировали исследования Центра климатических испытаний. Он создан благодаря поддержке Правительства РФ, Совета безопасности РФ и Росавиакосмоса для изучения воздействия климатических факторов на новые материалы и авиационные конструкции. Без таких исследований очень трудно гарантировать надежную эксплуатацию новой техники в тропиках, субтропиках и других сложных климатических условиях. После распада Советского Союза закрылись все наши климатические станции. Раньше они размещались в Батуми, Мончегорске, на Памире, во Вьетнаме и на Кубе. Институт имел более чем 40-летнюю статистику испытаний материалов различных классов. Центр климатических испытаний оснащен новейшим испытательным и метеорологическим оборудованием, которое позволяет каждую секунду фиксировать изменение температуры, влаги, скорости ветра, осадков, солнечной радиации и других воздействий окружающей среды на материалы. Ультрафиолетовое излучение, соль способствуют развитию коррозии. Микроорганизмы и грибки особенно сильно разрушают полимерные материалы. Если микроорганизмы попадут в топливо, может произойти катастрофа самолета. Они забивают фильтры и препятствуют доступу керосина в двигатель. ВИАМ разрабатывает добавки, которые вводятся в топливо, чтобы микроорганизмы не развивались. В этом Центре проходят испытания новых материалов, обладающих высокой коррозионной стойкостью, новые системы защиты от коррозии и биоповреждений, новые сплавы для авиадвигателей и энергетических турбин. Они могут применяться в самых различных областях, включая автомобилестроение, машиностроение, и на железных дорогах.

- В Институте была специальная программа разработки новых материалов для железных дорог. Как она развивается сейчас?

- Наш филиал в Ульяновске поставляет материалы для интерьеров пассажирских вагонов. Они создаются с использованием композитов, обладающих высокой пожаробезопасностью. Мы могли бы расширить сотрудничество, например, в области алюминиевых сплавов, которые обладают высокой коррозионной стойкостью для создания вагонов. Правда, поначалу они обходятся дорого, но по мере использования дают значительный экономический эффект.

Например, многие европейские государства датируют создание и производство автомобилей из алюминиевых корпусов. Они долго служат, менее разрушительно действуют на дорожное покрытие, экологичны и перерабатываются в новые изделия. Словом, как считают специалисты, применение алюминиевых корпусов дает комплексный эффект. В институте также есть единственная в стране установка, которая оценивает тепловыделение материалов и токсичность на уровне международных стандартов.

- Высокая надежность заложена во всех материалах и технологиях института. Один из ярких примеров теплоизоляция космического челнока "Буран". А ведь американский корабль "Колумбия" потерпел катастрофу именно из-за нарушения теплозащиты.- Когда произошла авария "Колумбии", наши специалисты одни из первых установили ее причину. У нас этот вопрос глубоко изучен. Только ВИАМу в Советском Союзе удалось создать теплозащиту для "Бурана". Ее плитки состоят из волокон кварца и на 92 процента из воздуха. Они легче пенопласта, и ладонь не почувствует, что с другой стороны плитки температура 1250 градусов Цельсия. После полета "Бурана" у него отлетело четыре плитки, у американцев на шаттлах - до 10 процентов. Но самое главное - была разработана технология ремонта корабля. Сейчас американцы для следующего поколения челноков разрабатывают систему восстановления термопокрытия. У нас же теплокерамическая плитка используется в двигателях внутреннего сгорания и дизелях, что значительно увеличивает ресурс их работы. В ВИАМе, помимо разработки знаний, есть производство.

- Работы ВИАМа долгое время были засекречены, и немногие знают, что именно его материалы диктуют моду в авиастроении, определяют начинку перспективных авиадвигателей ...

- Да, у ВИАМа долгосрочные программы работы с крупнейшими зарубежными компаниями (Боинг, Эрбас, Снекма, Дженерал электрик, Пратт Уитни) Европы, Америки и Азии. Но порой, чтобы получить разрешение на выполнение подписанного контракта, нужно, согласно официальной процедуре, долго ходить по кабинетам чиновников. Несмотря на это институт работает в рамках межправительственных соглашений. Мы выиграли конкурс Европейской комиссии ЕС по авиационной тематике. И ВИАМ стал официальным партнером компании Эрбас в реализации нескольких международных проектов по созданию авиатехники нового поколения. Боинг среди всех научных организаций России и европейских стран выбрал ВИАМ в качестве партнера по строительству пассажирского самолета из композиционных материалов.

И не случайно. Деятельность института охватывает 16 направлений. Они формулируются из требований к перспективным образцам авиационной техники. В Центре созданы материалы для истребителя пятого поколения. И следующее слово за конструкторами.

Для двигателей всегда ставилась задача обеспечить максимально высокую температуру газа перед турбиной. Сейчас она составляет 1700 градусов Кельвина. Мы создали новую конструкцию системы охлаждения, которая позволяет получать температуру 1900-2000 градусов Кельвина. Добились, что материал работает на 400 градусов выше температуры плавления и выдерживает нагрузки до 14 килограммов на квадратный миллиметр. ВИАМ создал высокоградиентную технологию литья лопаток авиадвигателей с монокристаллической структурой. По оценкам специалистов Дженерал электрик, она в 30 раз эффективнее того, что сейчас применяется на Западе. Ведутся работы и по двигателю ПС-90А. Применение новых материалов позволяет повысить ресурс его работы и обеспечить высокую надежность.

О том, что Центр продолжает активно развиваться, говорит такое событие. Недавно ФГУП "ВИАМ" ГНЦ РФ подписал трехстороннее соглашение о научно-техническом сотрудничестве с Институтом общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова Российской академии наук и Российским химико-технологическим университетом им. Д.И.Менделеева.

***

"РВ" - ДОСЬЕ

КАБЛОВ Евгений Николаевич родился 14 февраля 1952 года. Известный ученый-материаловед, организатор науки в области создания функциональных и конструкционных материалов, технологий их производства для летательных аппаратов, вооружения и военной техники. Член-корреспондент РАН (1997). Лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии РФ, премии Правительства РФ. Имеет труды по созданию конструкционных сплавов для газотурбинных двигателей. Разработал способ литья монокристаллических лопаток газовой турбины. Генеральный директор ФГУП-ГНЦ "Всероссийский институт авиационных материалов", доктор технических наук, профессор.