РЕФОРМА РАН: МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ
27.07.2018
Источник: ПОИСК, 27.07.2018
Ученые
ответили на два вопроса:
1. Как
вы оцениваете результаты реформы, начавшейся в 2013 году?
2.
Каким вам видится дальнейшее развитие РАН, академических институтов, научной
сферы в нынешних реалиях?
Роберт НИГМАТУЛИН, академик РАН, научный руководитель
Института океанологии РАН им. П.П.Ширшова
1. Я оцениваю результаты реформ критически. Во-первых,
очень усилилась роль чиновников, и это само по себе проблема. Во-вторых,
уровень бюрократов в последние годы стремительно падает. Это связано со
снижением интеллектуального уровня нашей молодежи. Сейчас в чиновничество
вступили 30-40-летние. Они имеют очень плохое образование и избыточное
самомнение.
Я не против того, чтобы хозяйственная деятельность
была в руках профессионалов, но сегодня нужно поднять роль ученых,
руководителей институтов РАН в управлении, в том числе и хозяйственной
деятельностью.
2. Говоря о будущем, замечу, что скептически смотрю на
перспективы Академии наук, институтов РАН, несмотря на то что заявлены крупные
планы на развитие научных исследований. Если по-прежнему будут преобладать
бюрократические принципы, то эти программы не будут эффективными.
С другой стороны, я вижу и падение эффективности
деятельности самой РАН. Это - беда. Большинство ученых не способно к
научно-организационной работе, экспертизе и анализу масштабных тенденций.
Сейчас Академия наук ослаблена и порой не может выполнять те функции, которые
на нее возлагаются. РАН должна играть не пассивную, а активную и наступательную
роль в определении экономического, социального, технологического и
гуманитарного курсов страны. Будущее российской науки определят напор и
личность ее лидеров. Без этого Российская академия наук потеряет перспективу.
Науку надо уважать даже тогда, когда она находится “в
нижней точке”. И руководители государства должны проявить это уважение. Они
должны понять, что если не захотят учесть мнение науки, то рискуют наделать много
ошибок. К сожалению, сейчас руководители государства общаются по преимуществу
только с президентом РАН. Поэтому необходимо найти в научном сообществе людей,
которые способны более активно проводить прогрессивную научную политику. Пока
что тенденций к этому я не вижу.
Денис КОЛБАСОВ, доктор ветеринарных наук, профессор
РАН, директор Федерального исследовательского центра (ФИЦ) вирусологии и
микробиологии
1. Результаты реформы оцениваю положительно. Напомню,
что институты нашего ФИЦ ранее находились в ведении Российской академии
сельскохозяйственных наук (РАСХН), которая в отличие от РАН не участвовала ни в
проекте повышения заработной платы научных работников, ни в проекте обеспечения
жильем молодых ученых. Кроме того, как недавно отметил в своем выступлении
председатель Комиссии по оценке эффективности деятельности научных организаций
ФАНО России Валерий Анатольевич Рубаков, РАСХН имела гораздо более низкие
нормативы финансирования. При этом мы наравне с институтами других академий
участвовали в реализации Программы фундаментальных исследований государственных
академий наук.
После перехода в ФАНО эта несправедливость была
устранена. Уверен, что если бы мы оставались в составе РАСХН, нам не было бы
выделено и таких значительных объемов финансирования на реализацию зарплатного
указа президента.
Стоит отметить и тот факт, что у нас существенно
расширились связи с институтами “большой” академии. Надеюсь, что с переходом во
вновь созданное Министерство науки и высшего образования аналогичным образом
произойдет укрепление взаимодействия с федеральными университетами. Еще одним
положительным моментом реформы для меня стало устранение потенциального
конфликта интересов: руководители ФАНО не являлись директорами или сотрудниками
подведомственных агентству институтов, а в Россельхозакадемии это было нормой.
2. Российская академия наук - это большое сетевое
сообщество, которое с учетом профессоров РАН насчитывает свыше 2500 членов.
Уверен, что оно продолжит успешно развиваться и принимать активное участие в
формировании и реализации научной повестки на самых разных уровнях.
В отношении развития научно-исследовательских
институтов единый прогноз для всех дать сложно. Мне кажется, что существенная
часть наших инфраструктурных и кадровых проблем обусловлена не деятельностью
ФАНО в прошедшие три года, а тем, что запас прочности, остававшийся со времен
Советского Союза, окончательно исчерпан. Это просто совпало со временем
проведения реформы. А, может быть, ее инициаторы знали о том, что это
происходит, видя картину в целом.
Поэтому сейчас дальнейшее развитие каждого из
институтов во многом зависит от решений, принятых самими коллективами, от их
способности провести анализ изменений не только в России, но и в мире в целом и
определиться со стратегией развития организации в нынешних реалиях. Любой
кризис - это время возможностей. И, судя по глубине нынешнего, возможностей у
нас должно быть хоть от-
бавляй.
Александр НОЗИК, к.ф.-м.н., старший научный сотрудник
Института ядерных исследований РАН, член Совета Общества научных работников
1. На мой взгляд, в ходе реформ не достигнуто никаких
существенных результатов, кроме инвентаризации собственности РАН. С другой
стороны, негативные эффекты от реформирования существенно преувеличены.
Ситуация чем-то похожа на положение с ЕГЭ: много криков о том, что Единый
экзамен ухудшил уровень знаний учеников, а на самом деле он просто показал, что
этот уровень и так был очень низким, просто об этом никто не знал.
В процессе реформ стало в очередной раз ясно, что
академическая структура нежизнеспособна и меняться не намерена. По моим
ощущениям, эта структура сложилась бы под собственным весом и безо всяких
реформ. В том, что касается академического сообщества, у реформы есть один
плюс: разделение на “фракции” и увеличение активности адекватных фракций,
например клуба “1 июля”.
Сама идея организации ФАНО мне кажется, скорее,
правильной, чем вредной. Мой опыт работы в академическом институте и в Совете
Общества научных работников показал, что ученые в большинстве своем не способны
заниматься хозяйственным управлением (а во многих случаях даже организацией
своей собственной научной работы). Совершенно нормально, когда техническими
вопросами (бухгалтерия, оформление договоров) занимаются профессионалы, а не
научные сотрудники. К сожалению, грамотная идея была из рук вон плохо
воплощена. Вместо того чтобы действительно взять на себя несвойственные ученым
функции, такие как обеспечение хозяйственной деятельности, ФАНО попыталось
захватить вполне свойственные: определение направлений научной работы, создание
отчетности, проведение научных мероприятий.
Лично я окончательно разочаровался в ФАНО, когда мне
несколько раз пришли приглашения на мероприятия федерального масштаба с
просьбой заполнить заявки на участие, причем сайтов у мероприятия не было, а сами
заявки представляли собой отсканированные документы. И эти люди позиционировали
себя как мастера управления!
2. РАН и академические институты теперь никак не
связаны, и это хорошо, поскольку, как я отметил выше, РАН в ее нынешнем виде
недееспособна. Это особенно отчетливо стало видно после слияния академий, но и
до этого функции РАН были не очень понятными. С другой стороны, среди
академических институтов есть вполне живые. Вне системы “академического
феодализма” научные организации и лаборатории могут сравнивать качество
результатов, а не соревноваться, у кого академик “мощнее”. К сожалению, полной
объективности достичь все равно трудно: экспертные функции выполняют все те же
академики, и многие из них помогают своим.
Думаю, есть несколько сценариев развития событий. И, к
сожалению, самый вероятный - это довольно быстрое вымирание большой части
академической науки по банальным биологическим причинам, после чего все
придется отстраивать практически заново. Не могу судить обо всех областях науки
(говорят, в биологии ситуация получше), но в физике основную часть работы выполняют
люди, как сейчас принято говорить, предпенсионного возраста. Научных работников
в возрасте 25-40 лет очень мало. Как заманить их в науку, непонятно. Зарплаты
низкие и нерегулярные, жилья нет. Организовать какое-то новое направление
совершенно нереально по причине отсутствия ресурсов и инертности
административной системы на уровне институтов. Молодежи остается только
“цепляться” к какой-то крупной международной коллаборации в расчете на частые командировки
и возможность в конце концов уехать за рубеж на более-менее приличных условиях.
Долгосрочные перспективы развития науки (и
образования) очень сильно завязаны на общую политическую ситуацию в стране.
Стабильность, к сожалению, существует только в виде лозунгов в телевизоре.
Сегодня деньги есть, а завтра их нет, социальные гарантии минимальны. Положение
студентов и аспирантов вообще печальное. Даже внезапно свалившиеся
“предвыборные” деньги на них нельзя было тратить. А ведь учиться будущему
ученому надо гораздо больше, чем кому бы то ни было. Поэтому большинство людей,
вложивших много сил в образование, находит себе более прибыльные занятия, чем
наука.
Что нужно сделать для того, чтобы изменить ситуацию?
Обеспечить нормальные социальные гарантии студентам, аспирантам и молодым
ученым. Создать работающие каналы для карьерного роста исследователей.
Инвестировать в образовательные проекты в НИИ. Прекратить считать среднюю
температуру по больнице (эффективность научной работы по институту), а заняться
целевой поддержкой самых активных групп таким образом, чтобы была реальная
конкуренция между научными группами за перспективных сотрудников.
Кроме того, необходимо уменьшить бюрократическую
нагрузку и позволить руководителям научных групп тратить хотя бы небольшие
деньги, не отчитываясь о каждой копейке. В этом случае появляется шанс привлечь
молодежь и добиться если не развития, то, по крайней мере, сохранения научных
школ.