http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=77755e3f-5f24-4825-ad23-5506d92130a7&print=1© 2024 Российская академия наук
Разговор президента с министром образования и науки Андреем Фурсенко получился предельно откровенным и жестким.
По традиции прибывшего в столичный вуз Медведева повели осматривать выставку достижений инновационного хозяйства. Проректор МИФИ Анатолий Петровский подошел к обязанностям президентского гида со знанием дела. "Здесь абсолютно все оборудование российское! - божился ученый, демонстрируя мини-цех, оборудованный волоконным лазером. - Как ни странно это слышать, но мы - впереди планеты всей!"
Пришлось, правда, объяснить, что создатель лазеров давно живет и работает в Германии, но это были уже детали. Собеседник Медведева продолжал расхваливать российскую науку. "Всегда, когда нам говорят, учитесь у индийских программистов, мы отвечаем: индийские программисты - это средняя школа. Пусть занимаются компьютерными играми, мы готовы им уступить".
Возле стенда с так называемым "электронным носом", способным выявить самые ничтожные доли взрывчатого вещества, Петровский решил сострить и заявил, что в научной среде прибор называют "наноносом". Сострил руководитель МИФИ, может быть, и зря - навряд ли представители правительства, следовавшие по пятам за Медведевым, пожелали бы с этим самым наноносом остаться. Медведева, к счастью, волновало совсем другое. Заметив около стенда студента МИФИ, он поинтересовался: "Много удается здесь заработать?" - "Когда как", - мрачно изрек учащийся. "Здесь у вас не только физиков готовят, но и дипломатов!" - порадовался Медведев. В качестве заключительного аккорда Медведеву предложили опробовать тренажер, имитирующий кабину комплекса "Тополь-М". Президент, недавно инспектировавший настоящие комплексы, по-хозяйски порулил в кабине.
В веселом расположении духа Медведев отправился в учебный корпус МИФИ проводить совещание. Тема для куратора нацпроектов была, в общем-то, родной. Количество действующих в России вузов - более тысячи - Медведев неоднократно называл неоправданно большим. Сокращать его будут через укрупнение учебных заведений и создание сети федеральных университетов. Уже действуют Сибирский и Южный федеральные университеты. Подобные вузы должны появиться на Дальнем Востоке, Урале, в Поволжье и Калининграде. Другим перспективным форматом могут стать научно-образовательные центры наподобие МИФИ, совмещающие научно-исследовательскую деятельность с образовательным процессом.
"Просто так наплодить новые университеты на бумаге несложно, - подчеркнул во вступительном слове Медведев. - Но нам нужны реальные научные центры". По мнению президента, разрыв между академической и отраслевой науками сегодня по-прежнему большой: "В очень многих вузах значительно упал уровень научных исследований и интерес к ним. Многие преподаватели потеряли навыки исследовательской деятельности, и мы эту ситуацию просто обязаны кардинально изменить".
Основным докладчиком выступил министр Фурсенко, и разговор с президентом получился предельно жестким. "Конкурс, проведенный в рамках нацпроекта "Образование", позволил выявить 57 лидирующих инновационных вузов, - сообщил Фурсенко. - Мы имеем достаточно репрезентативный срез, показывающий, на что способна наша высшая школа". - "Ну и на что она способна?" -прервал выступление Фурсенко
Медведев. "Она способна обеспечить качественный скачок, -заверил министр. - Но есть и проблема: сегодня конкурентоспособными являются 15-20% вузов". - "А может, нам больше и не надо?" - задумчиво спросил Медведев. Глава Минобрнауки, оценив настрой президента, предложил одним махом покончить с неэффективными учебными заведениями. "Часть из них могут стать филиалами, - пояснил Фурсенко. - А часть либо закрыты, либо преобразованы в профессиональные средние учебные заведения". - "В некоторых случаях лучше стать хорошим ПТУ, чем оставаться скверным университетом", - поддержал президент.