ПРЕЗИДЕНТ ФОНДА "ТЕХНОПАРК АКАДЕМГОРОДКА" СТАЛ ПОЧЁТНЫМ ГРАЖДАНИНОМ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

13.11.2014

Источник: nsk.ru. Анастасия Зирка

Интервью с академиком Ренадом Зиннуровичем

За выдающиеся заслуги в социально-экономическом развитии региона академику Ренаду Сагдееву, президенту Фонда «Технопарк Академгородка», присуждено звание «Почетный гражданин Новосибирской области».

Ренад Сагдеев – академик РАН, директор Института «Международный томографический центр» и президент Фонда «Технопарк Академгородка».

Широкую известность в России и за рубежом получили работы ученого в области спектроскопии ядерного магнитного резонанса и молекулярных магнетиков. Ренад Зиннурович развил новое направление в химии – изучение влияния электронных и ядерных спинов на протекание радикальных химических реакций.

Важным результатом этих работ явилось открытие двух новых явлений – влияния постоянного магнитного поля на радикальные реакции в растворах и магнитного изотопного эффекта.

Звание «Почетный гражданин Новосибирской области» присуждается с 2012 года. Высшая награда региона вручается за выдающиеся заслуги в социально-экономическом развитии региона, в деле защиты прав и свобод граждан, укрепления мира и согласия, повышения престижа Новосибирской области в России и за рубежом.

Предлагаем вашему вниманию интервью с Ренадом Зиннуровичем, в котором он рассказал о прошлом и настоящем новосибирского научного центра, о реформе РАН и ближайших планах Академпарка:

На минувшей неделе академик РАН, президент Фонда «Технопарк Академгородка» Ренад Сагдеев стал почетным жителем Новосибирской области. Воспользовавшись этим событием, мы поговорили с выдающимся российским ученым о прошлом и настоящем новосибирского научного центра, о реформе РАН и ближайших планах Академпарка.

Ренад Зиннурович, вы – обладатель множества наград государственного уровня – лауреат Государственной премии Российской Федерации, обладатель ордена «Заслуги перед Отечеством», ордена Почета. А что для вас значит эта награда – звание «Почетный гражданин Новосибирской области»?

Во-первых, для меня это было совершенно неожиданно. Все мои коллеги, которые знали о награде, тщательно скрывали это от меня до самого последнего момента. Даже по пути на награждение я не знал, по какому поводу меня пригласили. Во-вторых, я считаю, что, как говорится, в своем отечестве пророка нет, поэтому получить награду у себя дома гораздо сложнее. Поэтому для меня это самая значимая, высшая награда.

Вся ваша жизнь неразрывно связана с новосибирским Академгородком: вы учились во втором наборе НГУ, работаете в Сибирском отделении Российской академии наук, наконец, является президентом Фонда «Технопарк Академгородка». Как вы считаете, к чему пришел сибирский научный центр – некогда один из самых амбициозных проектов Советского Союза?

Впервые я оказался в Академгородке в 1963 году. Тогда я был студентом Казанского государственного университета и просто приехал на каникулы к старшему брату Роальду Сагдееву, который был деканом физического факультета вновь созданного Новосибирского государственного университета. И мне настолько здесь понравилось, что я решил остаться. Я люблю Казань – город, где я родился. Но в те годы новосибирский Академгородок выделялся духом свободы и независимости – из каждого окна звучал Окуджава. Поэтому до начала учебного года я даже не вернулся домой. Запросил документы, их прислали мне почтой, и я остался в Академгородке. Поэтому, действительно, я видел Городок практически момента его становления. При мне действовал клуб «Под интегралом», где проходили очень интересные встречи. И энергия молодежи, энергия первооткрывателей, пионеров тогда очень чувствовалась.

Сейчас времена изменились. Последние изменения – очень серьезные. Они связаны с известной реформой РАН – теперь все научные институты перешли в ведение федерального агентства научных организаций (ФАНО). Поэтому сейчас перед нами стоит задача не потерять ту уникальность Академгородка, которая была с момента его основания. Мы обсуждаем эту проблему в Президиуме Сибирского отделения, выходим на уровень Правительства, законодательных структур. Наша цель – сохранить интегрирующую роль Сибирского отделения.

Я считаю, что создание новосибирского научного центра было одним из самых крупных проектов СССР и одним из самых успешных. Нет сомнения, что Новосибирск в основном известен Академгородком. Это главный бренд Новосибирска и области. Однако сейчас есть опасность потерять самое главное, что в нем заложено.

Какие конкретные шаги планируется предпринять, чтобы избежать этой потери?

До реформы все институты были связаны, у всех была единая политика, а интегрирующую роль играло Сибирское отделение. Сейчас эту функцию не выполняет ни одна структура. Есть лишь ФАНО – территориальный орган, который занимается только имуществом. Мы считаем, что для координации совместных программ, международной деятельности, связей с университетом, Академпарком нужен новый орган. Возможно, совместно с ФАНО и СО РАН нам удастся его создать.

Давайте снова оглянемся назад: постсоветский период был одним из самых непростых в жизни нашей страны. Какие настроения были в Академгородке в 1990-х годах?

Для меня это самый интересный период в жизни. В то время я работал заместителем директора Института химической кинетики и горения, и у меня возникла идея создать такой научный институт, который бы не зависел от государства в финансовом отношении, но при этом занимался бы фундаментальной наукой. В каком-то смысле мне удалось это сделать. Я построил Международный томографический центр, который действительно несколько лет функционировал независимо от государства. Затем мы перевели его на баланс Сибирского отделения РАН. Тем не менее опыт, приобретенный тогда, оказался очень полезен. Нам удалось построить, оборудовать и наполнить молодым коллективом независимый от государства институт. И все это в столь непростое время. И сейчас Центр имеет очень высокие научные показатели. К сожалению, в данный момент этот опыт повторить уже невозможно.

Набирая молодой коллектив в новый институт, вы не почувствовали тенденцию утечки мозгов заграницу?

Нет. С самого начала создания Международного томографичесого центра у нас была установка на то, чтобы самим посылать своих молодых сотрудников и студентов заграницу. В 1990-х годах мы за свой счет выезжали на все крупнейшие научные конференции. Наши сотрудники вливались в международные связи, глобальную науку буквально со студенческой скамьи.

Я считаю, что это стало возможным, потому что Академгородок – территория развития. Здесь сама аура и его население способствуют успеху. Не случайно наш технопарк стал, несомненно, лучшим в России. Построить комплекс зданий – это не так сложно, а наполнить его содержательной жизнью было бы невозможно без конкурентных преимуществ Академгородка.

Летние и Зимние школы Академпарка, бизнес-инкубаторы, многочисленные конкурсы для предпринимателей – вся система выращивания стартапов здесь выстроена впервые, и это сделано абсолютно правильно и грамотно. Сейчас Академпарк становится местом притяжения, где молодежь общается, интегрируется. В каком-то смысле центр тяжести Академгородка переносится сюда. Это новая точка его развития. Академпарк напоминает мне первые годы жизни Академгородка. Однако при этом надо понимать, что без тесной кооперации с институтами Сибирского отделения технопарк не будет в полной мере эффективным.

Есть ли конкретные планы такой кооперации?

Сейчас в связи с санкциями на первый план вышел вопрос импортозамещения. Одно из направлений деятельности резидентов Академпарка – это приборостроение. В этой области работают также научные институты СО РАН. Уже около 15 лет существует программа по импортозамещению в области приборостроения. Возникла идея объединить усилия и создать совместный проект Академпарка и Сибирского отделения. Для этого мы ведем переговоры с Министерством промышленности, торговли и развития предпринимательства и надеемся, что эта программа станет одним из первых реальных шагов совместного взаимодействия технопарка и научных институтов, вместе они смогут внести весомый и существенный вклад в импортозамещение по линии приборостроения.

Академпарк в данный момент подошел к определенному рубежу своего развития. Все цели, заявленные на первом этапе, – создание офисной, технологической и сервисной инфраструктуры, генерация не менее 20 бизнесов в год – достигнуты. Каким вы видите следующий этап?

Жизнь – это движение, поэтому, несомненно, нас ждет дальнейшее развитие. Одна из задач – реально встроиться в мировую систему технопарков, взаимодействовать с ними и обогащать друг друга. Такая работа уже проводится. Академпарк входит в несколько международных инновационных ассоциаций. Но окончательное внедрение в международную систему технопарков требует времени и дополнительных усилий. Второе, что нас ждет – участие наших резидентов в крупных заметных проектах. То есть стартапам, которые мы сформировали за время существования Академпарка, предстоит выйти на более высокий уровень. Между тем, если говорить о цифрах, уже сейчас общий валовый продукт, который производят резиденты Академпарка, сравним с тем, что производило Сибирское отделение в свои лучшие годы.

Главное, что есть в Академпарке – это сияющие заинтересованные глаза молодежи, которые я всегда встречаю, находясь здесь. "



©РАН 2024