http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=77d340c4-78af-489f-a348-58b192f74891&print=1© 2024 Российская академия наук
Два с половиной часа длились на заседании Правительства страсти по поводу судьбы российской науки, все еще пребывающей в глубоком постперестроечном обмороке.
Министр образования и науки Андрей Фурсенко изложил взгляд своего ведомства на проблему реформирования отрасли. К 2008 году имеет смысл перейти на двухзвенную структуру - "фундаментальные" государственные научные центры (ГНЦ) и "прикладные" - национальные лаборатории. Министерство считает, что сложившаяся в 90-е годы система ГНЦ сумела сохранить научно-технический потенциал, но дальше особо не развивается. Поэтому там проведут чистку: на четверть сократят число финансируемых из бюджета ставок научных сотрудников. Этими деньгами поддержат эффективные ГНЦ за счет убыточных. Отраслевую науку будут приближать к нуждам рынка и прикладной экономики. На базе сотен отраслевых НИИ и академий к 2008 году планируют создать не более 5-7 национальных лабораторий - крупных передовых технологических организаций в форме государственных автономных учреждений. Но, по мнению Андрея Фурсенко, делить науку на фундаментальную и прикладную не будут. И число ученых на половину не сократят. "Пятую часть научного состава просто переведут на внебюджетное финансирование, а в НИИ появятся прикладной, фундаментальный и образовательный сектора", - сказал Фурсенко. Главное определиться с приоритетами. Сейчас НИОКР на две трети финансируется бюджетными средствами и на одну треть из внебюджетных источников, а в мире это соотношение - обратное. К 2010 году соотношение должно стать 50 на 50. Для этого, считает министр, надо изменить законодательство, в том числе в управлении интеллектуальной собственностью.
Меры по реформированию РАН и отраслевых академий, которые предложил Минобрнауки, не вдохновили главу МЭРТа Германа Грефа. Он сослался на опыт США и Германии, где академия - элитарный клуб научных светил, которые разрабатывают стратегию развития науки, а не ведут хозяйственную деятельность. Это окончательно вывело из себя президента РАН Осипова, ответившего Грефу, что это Запад после войны брал с СССР пример и вообще у российской науки свой путь развития. А в последние 15 лет в стране, по его убеждению, планомерно ведется кампания по искоренению российской науки.
Греф не захотел брать на себя клеймо "могильщика" российской науки и с обидой сказал, что ему "непонятно, как делать и что делать", так как ответа на свои вопросы он так и не получил. И добавил: "Я прошу прощения, Михаил Ефимович, но вы ставите задачу удвоения ВВП, мы себе таких амбициозных задач не ставим, при этом вы просите щупать министров, а кого здесь в науке щупать?" "Надо либо снять амбициозные задачи, либо предлагать для них амбициозные решения, но не надо прикрываться учеными, они больше всех ждут принятия конкретных решений", - заключил Греф. Зал заседаний Правительства на пару секунд замер. Фрадков после этого только и произнес несколько ошарашенно: "Ясно?!"
В результате было принято решение "хотя бы начать движение" в сторону реформирования научной отрасли, а премьер уточнил, что предлагаемые меры - "это только предбанник", за которым должны стоять конкретные предложения и решения.