http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=77ef21b7-6550-489e-b72b-e0ea7ca47665&print=1
© 2024 Российская академия наук

Курс на архипелаг

03.03.2023

Источник: ПОИСК, 03.03.2023, Юрий ДРИЗЕ



Как нам прийти к экономике знаний

Экономика как можно больше должна напитываться знаниями - таков сегодня главный вектор развития, наверное, ведущей области науки, убежден член-корреспондент РАН Георгий КЛЕЙНЕР, руководитель научного направления Центрального экономико-математического института РАН и заведующий кафедрой «Системный анализ в экономике» Финансового университета при Правительстве РФ. Лучшие умы ищут четкий ответ на вопрос, как с помощью экономики знаний добиться более эффективной работы предприятий и фирм? И сходятся во мнении: нынешняя постиндустриальная теория устарела и не устраивает ни зарубежных, ни отечественных специалистов. Она явно теряет ведущее место как фактор промышленного развития.

У передовых исследователей ответ есть: вершиной этой сферы знаний должна стать интеллектуальная экономика, ныне - самое перспективное научное направление. Эту цель преследует и грант Российского фонда фундаментальных исследований (ныне - РЦНИ) «Интеллектуальная теория фирмы в современной многоуровневой экономике».

- На Западе свои проблемы, у нас свои, а сближает ученых стремление выработать наиболее эффективную теорию, - убежден Георгий Борисович. - Для нашего Отечества главным в его экономическом развитии всегда была доступность земных богатств - они фактически лежали под ногами. Но нынешние реалии - введение санкций, отказ от российских углеводородов, сокращение внешних инвестиций, уход из страны многих ведущих фирм - требуют совсем другого подхода. На мой взгляд, сегодня экономика России сталкивается с задачами, сравнимыми по сложности с теми, что стояли перед страной после Второй мировой войны. Однако тогда наука и промышленность успешно справились с вызовами, вспомним хотя бы осуществление атомного и космического проектов. Вот и сегодня нам предстоит наисложнейший переход от экономики прошлого к современной - интеллектуальной.

Грант потребовал разработки новой, современной теории развития фирм и предприятий. Понятно, что конечная их цель не изменилась: они должны производить пользующуюся спросом продукцию, чтобы отечественная экономика шла непрерывно вперед. Вопрос: как этого достичь? Не открывая Америку, скажем: с помощью интеллекта. Известно, что им обладают не только люди и животные, но и устройства. Например, привычный сегодня компьютер, не говоря уже о специализированных средствах искусственного интеллекта. Фактически человек наделил разумом едва ли не любые созданные им системы. На практике это означает, что, открывая, скажем, новое предприятие, фирму, специалисты стараются вложить в них весь свой интеллектуальный потенциал. Подобные организации все равно что острова, образующие в океане архипелаг. И прежде всего компании должны быть конкурентоспособны, уметь побеждать в борьбе за рынки сбыта.

- В этой связи может возникнуть вопрос: чем умный специалист отличается от неумного?

- Разница в том, что умный способен улавливать, интерпретировать, соотносить между собой самые разные сигналы, поступающие из внешнего мира, из его прошлого и настоящего, и применять полученные знания в своей деятельности. Точно так же интеллектуально развитая фирма видит больше и заглядывает дальше других. И знает, как это преимущество использовать себе во благо. Это могут быть, например, знания об успешном опыте конкурентов. Конечно, их еще нужно проанализировать, разобрав по косточкам, и выработать оптимальные способы освоения. Другими словами, из хаоса самых разных явлений, относящихся к работе предприятия, к его окружению в прошлом, настоящем и будущем, а также к тенденциям технологического и социально-экономического развития, интеллект отбирает все самое ценное и формирует четкую системную картину. В истории развития экономики известны тысячи примеров, как предприятия выходили в лидеры, либо перепрыгивая через две ступени прогресса (пример - производство мобильных телефонов), либо, наоборот, совершенствуя уже освоенную традиционную технологию и сохраняя лидерство в узком, но значимом сегменте рынка (пример - производство механических наручных часов). И во всех подобных случаях разум позволял сделать и обосновать неочевидный выбор.

Интеллект фирмы не равен умственным способностям ее руководителя или собственника. Он определяется переплетением способностей и опыта менеджеров и специалистов с учетом высочайшего уровня применяемой техники, технологии и комплектующих изделий. Любая фирма (даже небольшая) - это сложная, если не сказать сверхсложная, система, в которой, как в капле воды, отражается все богатство окружающего мира. А интеллектуальный лидер коллектива - все равно что штурман, указывающий траекторию движения предприятия в экономическом пространстве и времени. В этом суть интеллектуального подхода.

- И все-таки вместе с владельцами фирмы и не только с ними решение принимает руководитель. Значит ли это, что директор или главный менеджер должны быть, что называется, семи пядей во лбу?

- Необязательно. Менеджеры могут быть отличными знатоками теории, но не владеть конкретными технологическими знаниями, зато в состоянии воспользоваться опытом и навыками инженеров-практиков, досконально знающих особенности данного производства. Последние, в свою очередь, получают их от грамотных исполнителей - рабочих. Выходит, что интеллектуальную фирму, как полноводную реку, питают большие и малые притоки, в данном случае это передовой опыт ее подразделений. Общий успех зависит от того, умеют ли они слушать друг друга, отбирая все передовое, и применять новое знание. В «умной» фирме сотрудники должны взаимодействовать друг с другом, быть единой командой, знающей, как наилучшим способом использовать новинки. Что нужно для успеха фирмы? Не так уж и много: необходимо совершенствовать интеллектуальный уровень всех участников деятельности, культивировать уважение к интеллекту, способствовать выявлению лидеров и создавать условия для их эффективной работы, уметь согласовывать, координировать мнения и позиции, чтобы совместно определять вектор дальнейшего развития предприятия. Чтобы всего этого достичь, владельцы фирмы и менеджмент в дополнение к эрудиции и опыту должны проявлять волю. Таким хотелось бы видеть фундамент, на котором строится интеллектуальное предприятие.

- Как грант РФФИ помогает этого добиться? Для кого предназначается ваша работа?

- Трехгодичный грант мы получили в 2020 году и закончили работу над ним в конце прошлого. Одна из основных задач проекта - объяснить, что такое интеллектуальная фирма, какую роль она должны сыграть в строительстве экономики знаний в России. Не менее важно оценить влияние интеллектуальных фирм не только на экономическое, но и социальное развитие страны. Следовало убедительно показать важность согласования экономических и социальных критериев в управлении интеллектуальной фирмой, обретении ею стратегической конкурентоспособности. И представить разработанную теорию в виде компактной, понятной всем специалистам системы с четко обозначенными принципами деятельности. Мы обследовали ряд предприятий страны на предмет изучения эффективности их работы и создали методы управления фирмами на основе интеллектуальной теории. Выполнили несколько теоретических разработок в сфере анализа факторов деятельности фирмы постиндустриальной экономики и экономики знаний. Мы не хотели проводить узконаправленное исследование, наш труд адресован прежде всего управленцам самых разных производств: бизнесменам, собирающимся открыть собственные фирмы, руководителям предприятий и фирм и их экономистам и, конечно, ученым-теоретикам - как отечественным, так и зарубежным. В общем, всем, имеющим отношение к разработке и реализации государственной экономической политики в области развития отечественных предприятий. Мы уверены, что, если не воспользоваться научными результатами в этой чрезвычайно ответственной области, то это наверняка отбросит отечественную экономику назад.

В заключение скажу: мне очень жаль, что РФФИ, за годы своей работы поддержавший сотни актуальных научных направлений и десятки тысяч действующих отечественных ученых, сегодня фактически ликвидирован. На мой взгляд, это наносит колоссальный вред науке. Как эксперт Фонда отмечу, что мы оценивали работу специалистов буквально всех регионов страны. Гранты не только давали ученым определенную материальную поддержку, но и вселяли уверенность в правильности избранного пути в науке, сопричастности к сообществу исследователей, посвятивших себя великому делу развития научно-технического прогресса. Очень бы хотелось надеяться, что создающийся Российский центр научной информации восполнит возникающий пробел.