http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=785aa76b-ef47-4fbc-a817-23670739f271&print=1© 2024 Российская академия наук
Правительственные и неправительственные эксперты региона, объединившиеся в креативно-аналитическую группу "Ярославская инициатива", предложили на Мировом политическом форуме следующего года подискутировать на тему повышения эффективности управления государством и бизнесом. Это особенно важно в свете ожидаемого вступления России в ВТО. По мнению депутата Госдумы РФ от Ярославской области, академика-секретаря Отделения общественных наук РАН Андрея Кокошина, стране сейчас нужна принципиально новая модель управления, в корне отличная от ориентированной исключительно на финансовый результат.
- Андрей Афанасьевич, деятельность американской корпорации как оптимальной модели хозяйствующего субъекта оценивается прежде всего по ее финансовым достижениям. Неужели вы ставите под сомнение постулаты рыночной экономики?
- Я не согласен с тем, что эта модель - оптимальная. Скажу больше, именно ее изъяны, возможно, и стали одной из основных причин мирового финансового кризиса. В высшем менеджменте американских корпораций эксперты отмечают падение роли и влияния технократов и усиление позиций тех управляющих, кто ориентирован исключительно на финансовый успех. К чему это ведет, показывает катастрофа с разливом нефти в Мексиканском заливе.
- Вы предлагаете альтернативу?
- Без создания модели некоего "интегрального менеджера", оптимальным образом сочетающего возможности финансиста, технаря и юриста, я думаю, мы в процессе модернизации серьезно вперед не продвинемся. В советское время у нас была эффективная модель управленца в лице генерального конструктора, сделавшая СССР супердержавой. Пока замены ей не придумали, но мировой опыт свидетельствует, что именно неотехнократы, ориентированные на достижение долгосрочных стратегических результатов, могут компенсировать заточенность многих политиков, предпринимателей, менеджеров на ситуативный подход к принятию решений. Так, во Франции национальная технократия продемонстрировала подлинную, не показную патриотичность и исключительно высокий уровень своего профессионализма при восстановлении роли страны как великой державы в 50-70-е годы прошлого века, обратившись к инструментам пятилетнего планирования. Выдающимся представителем индийской технократии является доктор Абдул-Калам, создатель национального ракетно-космического потенциала, "гуру" науки и высоких технологий, который в 2002-2007 годах был президентом этой страны. Исключительно велика роль технократии в модернизации Китая.
Технократия требует к себе социологического отношения, аналогичного подходу к бюрократии одного из отцов-основателей современной социологии и политологии Макса Вебера. Ведь без учета закономерностей техно-эволюции, взаимодействия техносферы с социумом, с экосферой современное государство и общество не могут должным образом развиваться. Многим уже очевидно, что новая модель управления государством и экономикой необходима для обеспечения национальной конкурентоспособности.
- Что вы вкладываете в это понятие?
- Выверенное ее определение пока еще по многим позициям не состоялось. Самые передовые наши предприятия, где сидят цепкие грамотные ребята, которые знают иностранные языки и поварились в конкурентной среде, в разных регионах Российской Федерации активно ищут для себя формулы конкурентоспособности. Они в первую очередь ориентируются на решение сложных инжиниринговых задач, на производство интеллектуального продукта, который пока ни китайцы, ни вьетнамцы, ни даже индийцы произвести у себя не могут.
- В своей книге "Нелинейные уроки демографической революции и Россия" Сергей Капица говорит о том, что человечество - это единый глобальный феномен. Благодаря межгосударственному взаимодействию и обмену информацией развивающиеся страны, как младшие дети в семье, заимствуя опыт "старших братьев", зачастую очень быстро осваивают новые технологии и эволюционируют стремительно. Есть такой шанс у России?
- Да, если она не замедлит с принятием столь нужных сегодня решений. Давайте пристальнее присмотримся к Китаю, который производит сейчас уже не только детские игрушки, текстиль, простую бытовую электронику, но и большегрузные машины, станки и оборудование, все более сложную электронно-вычислительную технику, продукцию судостроения. Изучая опыт китайцев, которые очень долго готовились к вступлению во Всемирную торговую организацию, 20 лет жестко торговались из-за условий, я обратил внимание, что они успели сделать очень многое прямо накануне вступления в ВТО, заключив целый ряд сделок. К примеру, сделки с западными компаниями относительно поэтапного замещения компонентов импортного производства в сборке сложных изделий китайскими, чтобы в течение пяти лет доля последних увеличилась с 5 до 70 процентов. Такие соглашения нужно и нам повсеместно заключать до того, как мы вступим в ВТО.
- Также Китай очень успешно использует свой политический и военный потенциал в целях экономического роста. Этому тоже нужно учиться?
- Разумеется, политическое влияние страны существенно помогает бизнесу конкурировать на мировых рынках. Для защиты наших природных богатств, путей перевозки углеводородов нам нужны современная армия и военно-морской флот. Поэтому я считаю, что военная мощь страны должна рассматриваться как одно из средств обеспечения национальной конкурентоспособности.
- К ней принято относить и состояние человеческого капитала.
- Для России это очень больная проблема. Сегодня молодые начинают приходить на предприятия, в НИИ и КБ, но среднего поколения технократов у нас почти нет: оно, как войной, выбито "реформами", катаклизмами 1990-х. С рядом руководителей ярославских предприятий мы пришли к выводу, что если в ближайшие 5-7 лет мы не восполним этот разрыв, то утратим одно из своих главных конкурентных преимуществ в глобальной экономике - возможность создавать и эксплуатировать наукоемкие производства и сложные технические системы.