http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=78ebddda-57ef-4e67-9233-81f786e736e2&print=1© 2024 Российская академия наук
Премьер-министр РФ Владимир Путин подписал на прошлой неделе распоряжения о выделении средств на развитие федеральных и национальных исследовательских университетов. Пять федеральных университетов - Казанский, Северный, Уральский, Северо-Восточный и Дальневосточный - получат 5 млрд. руб.; еще 6 млрд. уйдут в национально-исследовательские университеты, которых сегодня 27. В ближайшие три года еще около 90 млрд. руб. дадут ведущим вузам страны. Напрашивается вопрос: не создается ли структура, параллельная Российской академии наук? И к чему вообще может привести соревнование двух систем?
На самом-то деле конкуренция в научной среде - это здорово. В США, например, ученый не живет заслугами прошлого. Компетентные комиссии постоянно проверяют университеты и ученых на предмет деятельности их лабораторий. И если что не так, гранты им просто не дадут. Даже если речь идет о нобелевских лауреатах.
Напомним, что наука в РФ имеет три компонента: академический, отраслевой и вузовский. Сегодня академический сектор науки ориентирован на выполнение фундаментальных исследований. До реорганизации, которая пока продолжается, он включал в себя около 850 госучреждений, подведомственных пяти государственным академиям наук. А отраслевой компонент, который ориентирован на прикладные исследования, - более 1200 организаций. Более 70% организаций, выполняющих разработки, находятся сегодня в госсобственности.
Около 40% научного потенциала сосредоточено в Центральном федеральном округе. (Ничего страшного в этом нет, если учесть, что даже в США только в 20% штатов сосредоточен научный потенциал.) Бюджет РФ на науку мал. Зарплата ученого смехотворна. Управление наукой неэффективно. Отсюда возникло мнение, что все изменения в сфере научного и отраслевого компонента нужно прежде всего связать с оптимизацией сферы бюджетного финансирования РАН, одновременно расширяя «проектное финансирование фундаментальных исследований на конкурентной основе, базируясь на объективной экспертизе и строгой отчетности».
Сегодня есть как минимум еще два тезиса, тоже оспариваемых в публичных дискуссиях. Первый - «странное желание превратить науку в экономически самодостаточную систему». И второй - «вся наука делается в университетах». Антитезис первому - наука никогда сама себя не кормила. А насчет «всей науки в университетах» ученые мужи заявляют, что такого нет даже в самих США, на которые у нас так любят ссылаться.
Наиболее важными сегодня считают формирование сектора научных организаций смешанной формы собственности, развитие и упрочение связи между разными компонентами науки. Но... Хотя это не декларируется явно, финансовые вливания в вузы свидетельствуют, что сокращается отраслевой сектор, почти не растет академический и явно прирастает богатствами вузовский. Это все для конкурентности научной среды? Чтобы расшевелить РАН?
«Цель серьезных финансовых вливаний в том, - пояснил «НГ» Игорь Федоров, президент МГТУ имени Баумана, - что ведущие университеты РФ смогли бы составить конкуренцию ведущим ученым и лабораториям стран мира. «Параллельности» с РАН я здесь не вижу, а вижу совместную деятельность академии и сети ведущих вузов. В университетах много преподают академиков РАН, и многие проекты ведутся совместно. Я уверен, что так и будет дальше. Мы укрепляем вузовский сектор и тем самым способствуем укреплению академического сектора, центр тяжести которого приходится на фундаментальные исследования. В вузах же все сосредоточены сегодня на поисковых исследованиях. Это очень важная статья в бюджетных вузах. И она должна увеличиваться, если мы строим инновационную экономику».
Поисковые исследования, по мнению Игоря Федорова, - это составляющая вузовской науки, но вести их могут там, где есть для этого условия. «Технические вузы особенно заинтересованы в том, чтобы были деньги на поисковые исследования, подчеркивает Федоров. - Ныне мы фактически проедаем то, что было наработано многими годами ранее. И ситуация такова, что сегодня мы заключаем договор, а через полгода с нас требуют: «Подавай железо!» Мы это, конечно, делаем, но... Если мы забудем о поисковых, то это железо не с чего будет получать».
«Я не вижу здесь со стороны правительства попыток дискриминации Академии наук, - заявил в беседе с обозревателем «НГ» Ярослав Кузьминов, ректор Государственного университета - Высшая школа экономики. - РАН будет эффективно работать тогда, когда она сможет получать хорошие кадры с вузовской системы. А если 80% наших вузов вообще не занимаются наукой, то это создает плохие условия и для РАН. В этом отношении иметь группу исследовательских университетов стране просто необходимо. Обратите внимание, в Китае ведь тоже есть Академия наук, в течение вот уже 20 лет она проводит очень интересную исследовательскую программу. И капиталовложения в науку Китая на порядок выше, чем те, что сейчас вкладывают у нас в университеты. Речь идет о миллиардах долларов».
Рассматривать вузы в качестве какой-то оппозиции РАН не правильно, считает наш собеседник. «Находятся горячие головы, особенно когда кто-то кого-то не любит, готовые делать в кулуарах выводы и заявления о некоем «противостоянии», - поясняет Кузьминов. - Но РАН сегодня гораздо жизнеспособнее и эффективнее, чем остальная масса российских вузов. И никто списывать со счетов Академию наук в пользу «новообразования» не собирается. Наоборот, надо проводить реструктуризацию вузов, а слабые вузы присоединять к более сильным или к центрам профобразования. И РАН, конечно же, должна найти свое место в процессе преобразования нашей высшей школы».
По мнению Ярослава Кузьминова, надо поддерживать РАН в том, чтобы на ее базе создавались академические университеты. Даже на базе нескольких сильных институтов РАН могут создаваться структуры, которые не будут иметь бакалавриата, а только магистратуру и аспирантуру. «Это восстановление той функции большого исследовательского университета, которые в советское время были при Академии наук СССР, - уверен Ярослав Кузьминов. - И огромное количество аспирантов проходило через Академию наук и уходило в разные сектора экономики. Мне кажется, РАН сейчас надо попробовать восстановить свою образовательную компоненту».
Российская академия наук - это одна из демократических форм в нашем российском обществе. «Именно поэтому РАН надо предоставить дополнительные бюджетные ресурсы для ведения магистерских программ, - подчеркивает Кузьминов. - Ресурсы имущественные для этого у академиков имеются, и довольно большие».