http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=79945d5d-1aea-4d5c-b455-ed001031e9f8&print=1
© 2024 Российская академия наук
Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию, в которую попал профессор Института молекулярной генетики РАН Константин Северинов, два года назад вернувшийся из США в Россию работать по программе РАН. По Вашему мнению, может ли Академия создать более благоприятные условия для учёных, не побоявшихся оставить успешные лаборатории на Западе ради призрачных перспектив российской науки?
— Константин Северинов — молодой амбициозный учёный. Он хорошо знает, как устроена наука на Западе, но пока не совсем уверенно ориентируется в отечественной научной среде. А в России, конечно, многое по-другому. У нас не так хорошо, как за рубежом, отработана система адресной поддержки исследователей по различным программам и грантам. Однако это не означает, что она совсем не работает. Мне кажется, что рассказывая о своей «беде» журналистам, Северинов либо сильно сгустил краски, либо сам не до конца во всём разобрался. Он смешал определения грантов и академических программ, и о несвоевременной выплате зарплат участникам проекта говорил, чего в принципе быть не может. Базовую часть зарплаты все штатные сотрудники Академии получают вовремя. А вот деньги на реализацию проектов действительно были задержаны в связи с тем, что РАН переходит к новой схеме финансирования науки — по программе фундаментальных исследований государственных академий наук. К сожалению, правительство только недавно утвердило программу, из-за чего и произошли сбои с финансированием.
Что же касается создания исключительных условий для вернувшихся из дальних стран учёных — это спорный вопрос. Лично я не считаю, что мы должны создать такие условия для Константина Северинова только потому, что он приехал к нам из-за рубежа. Да, замечательно, что он достиг успехов за границей и всё-таки решил вернуться на родину, чтобы полнее себя реализовать. Его, конечно, нужно поддерживать, но наравне со всеми остальными учёными. Я признаю, что в организации отечественной науки ещё далеко не всё в порядке, однако возникающие проблемы предлагаю решать в рамках существующей правовой базы и руководствуясь здравым смыслом и мнением научной общественности.