http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=79d69b06-24bd-4b36-8a59-51c085138e0c&print=1© 2024 Российская академия наук
Еще немного и российская наука получит путеводный сценарий. Он позволит, надеются его авторы, оставить, наконец, проселки с "инерционной динамикой", которые ведут "к дальнейшей стагнации науки и инноваций в стране". Альтернативой им станет активный, или базовый, вариант движения, выводящий к светлому будущему, под которым подразумевается "формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста".
Все цитаты - из материалов к заседанию Межведомственной комиссии по научно-инновационной политике, состоявшемуся на днях в Минобрнауки РФ. Она рассмотрела и утвердила проект Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Перед членами комиссии лежал доработанный вариант проекта, учитывающий замечания, высказанные на заседании Правительства РФ, рассматривавшего этот документ 15 декабря 2005 года. В частности, было предложено расширить временные рамки Стратегии, которые раньше ограничивались 2010 годом. Разработчики документа, отметил выступивший с докладом директор Департамента государственной научно-технической и инновационной политики Минобрнауки России А.Хлунов, провели анализ и обосновали по годам целевые показатели реализации Стратегии, определили и уточнили объемы и источники финансирования до 2015 года.
Проект приводит обнадеживающие показатели развития отечественной науки в этот период, но его авторы не забывают обрисовать и ее нынешнее положение. Отмечается, что динамика финансирования российской науки с начала 1990-х годов характеризуется резким спадом. Внутренние затраты на исследования и разработки в России составили в 2004 году 196,0 млрд рублей, а это всего лишь 43% от уровня 1990 года (в постоянных ценах). Затраты на исследования и разработки в 2004 году соответствовали 1,17% от ВВП (в 1990-м - 2,03%). И если в 1990 году по величине этого показателя Россия находилась на уровне с ведущими странами Организации экономического сотрудничества и развития, то в настоящее время она ближе к группе стран с низким научным потенциалом, таких как Испания, Польша, Венгрия, Новая Зеландия. Сегодня у нас величина затрат в расчете на одного сотрудника, занятого исследованиями и разработками (с учетом профессорско-преподавательского состава вузов), в восемь раз меньше, чем в Южной Корее, и в 12 раз меньше, чем в Германии.
Структура и состав кадров науки также претерпели значительные изменения. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, снизилась за период 1990-2004 годов на 56,8% (с 1943,4 тыс. человек до 839,3 тыс.). Наибольшему сокращению подверглись непосредственные участники научного процесса - исследователи и техники (соответственно на 59,6 и 70,2%). Отмечено также, что и по сей день фактически не снижается интенсивность "утечки мозгов" из России.
В противовес этому Стратегия, в частности, предполагает устойчивый рост внутренних затрат на исследования и разработки: до 2% ВВП в 2010 году и до 2,5% - в 2015-м. При этом будет увеличена доля внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки: до 60% в 2010 году и до 70% - в 2015-м. Весь объем финансирования Стратегии составит (в нынешних ценах) 4053,5 млрд рублей. Из них 2688,3 млрд - из федерального бюджета, 257,1 млрд - средства бюджетов субъектов РФ и 1107,1 млрд - из внебюджетных источников. Согласно Стратегии произойдет укрепление престижа российской науки, усилится приток молодых кадров в научную сферу. Считается, что удельный вес исследователей моложе 39 лет к 2016 году возрастет до 36%.
Как можно было ожидать, доработанный с учетом прошлых замечаний проект не избежал критики и новых предложений, что не осталось без комментариев со стороны А.Фурсенко, который вел заседание Межведомственной комиссии. Министр посетовал, что многое из того, о чем говорилось, можно было предложить, не ожидая нынешнего собрания, на котором надо утверждать документ. А на вопрос: "Кто-нибудь когда-нибудь читает то, что мы сюда присылаем? Такое впечатление, что нет", ответил: "Я читаю!" И заверил, что все предложения по части Стратегии внимательно анализируются и по возможности учитываются при работе над документом.
Член комиссии академик Г.Месяц заметил, что доля ВВП, отпускаемая на науку, должна быть выше 2 и 2,5%, как в развитых странах. Кроме того, в Стратегии не нашли должного отражения предложения по механизму налогового стимулирования научного сектора.
Отвечая на это в своем выступлении, подытоживающем обсуждение Стратегии, глава Минобрнауки сказал, что если удастся добиться записанных в проекте 2 и 2,5%, то с учетом заметного год от года увеличения ВВП это будет очень неплохо. Не надо к тому же забывать, что не у всех развитых стран этот процент выше. В Италии, не самой отсталой стране, он составляет 1,6%. Что касается налоговых льгот, то, по словам министра, и он сторонник их использования в интересах развития науки и техники.
Утвержденная на этом заседании Межведомственной комиссии Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года после новой доработки будет внесена (до 1 марта 2006 года) в Правительство Российской Федерации.
В этот же день Межведомственная комиссия рассмотрела предложения по корректировке Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и Перечня критических технологий Российской Федерации. В настоящее время действуют девять приоритетных направлений и 52 критические технологии. Новый документ включает восемь приоритетных направлений и 35 критических технологий. После учета замечаний участников заседания обновленный список будет также представлен в Правительство РФ