ОБЩНОСТЬ БЫТИЯ
01.11.2019
Источник: ИЗВЕСТИЯ, 01.11.2019
Валерий Тишков
Академик Валерий Тишков — о значении Дня народного единства для
россиян
Когда мы говорим
о Дне народного единства, то самый важный вопрос — а кого же мы подразумеваем
под словом «народ»? Речь идет не только о всех россиянах, но и о наших
согражданах, которые живут за рубежом и имеют связь с Россией. Это более
широкая общность — Русский мир — люди, объединенные прежде всего знанием
русского языка, любовью к русской литературе и истории.
Понятие
«российский народ» утверждалось с трудом. После распада СССР советский народ
ушел в небытие, поэтому новая Россия должна была возродить понятие «российский
народ» и «россияне». И его далеко не Борис Ельцин придумал. Еще Михаил
Ломоносов написал трактат «О сохранении и размножении народа российского», эти
термины всегда были и у Николая Карамзина, и у Александра Пушкина.
Сегодня
осознание того, что мы россияне, выходит на первое место среди других форм
нашей идентичности. Может быть, в республиках, например в Татарстане или
Якутии, оно конкурирует по степени важности и приоритетности с принадлежностью
к национальности. Но в целом в России по всем опросам более 70% граждан ставят
на первое место «я россиянин, гражданин Российской Федерации». Это очень важный
сдвиг, который произошел за три неполных десятилетия, в том числе благодаря
усилиям, которые делает государство по линии календаря, символики, образования
и массового просвещения.
Из чего же
складывается наша российская идентичность, или российское самосознание? Мы не
просто носители одинаковых паспортов. Мы представляем собой полиэтничную
гражданскую или политическую нацию.
В Конституции
написано: «Мы многонациональный народ». Но в данном случае имеются в виду нации
в смысле этнокультурном. При этом в целом мы политическая общность, и поэтому
говорим о национальных интересах, о национальной олимпийской команде,
национальных проектах, о здоровье нации, о лидере нации, под словом «нация»
подразумевая российский народ.
Это не просто
политическое и гражданское сообщество, здесь есть много объединяющих с точки
зрения истории ценностей. Прежде всего это сопричастность к России как стране
со своим характером и обликом, самой большой в мире.
Кроме того, это
ведь и государство с великой культурой — то, что вызывает чувство патриотизма,
который входит в российскую идентичность. Вы не будете думать, какой
национальности Валерий Гергиев или Анна Нетребко. Это общероссийская культура:
драматический театр, балет, словесность, литература. Чаще употребляется термин
«русская литература», потому что она на русском языке, хотя авторы самых разных
национальностей. Этническая культура также важна, но она входит в состав
общероссийской, обогащая ее.
Нашу общую
идентичность социологи, психологи и этнологи явно зафиксировали после Олимпиады
в Сочи и присоединения Крыма. Эти два события сыграли очень важную роль в росте
общего патриотизма, самосознания, солидарности и единства.
При этом
единство не следует понимать как единообразие. Оно должно быть в многообразии,
«из многих — единое» (E pluribus unum). У нас это единство включает в себя
последователей всех мировых религий — православие, ислам, буддизм, иудаизм;
многоязычие — полторы сотни языков; региональное разнообразие — ценности,
поведение, нормы.
Последнее, к
слову, составляет еще и чувство малой родины. Но я считаю, что нет большой родины
без малой. При этом чувство причастности к своему краю, месту рождения,
национальности и культуре, в которой человек появился на свет, не противоречат
общероссийской идентичности и патриотизму, они сосуществуют.
Я участвовал в
обсуждении того, нужен ли нам новый праздник на замену 7 ноября. Сначала думали
о дне Бородинской битвы, но это самое начало осени и люди еще не успели
поработать, чтобы объявлять выходной день. И тогда мы вспомнили о дате
окончания Смуты. Поскольку новый праздник был установлен с началом
президентства Владимира Путина, то идея завершения некой смуты и несобранности,
которая была у нас в 1990-е годы, резонировала с изгнанием поляков и с
окончанием Смуты в русском государстве.
Признан ли
праздник народом? По крайней мере, 7 ноября уже никто не отмечает. Довольно
большая часть молодого поколения относится с особым вниманием к Дню народного
единства и знает, что такое 4 ноября. Впрочем, любые праздники не сразу
утверждаются. Например, 9 мая в 1960-е годы фактически никак не отмечался, но
потом пришло новое осознание значимости Великой Победы. Религиозные праздники
тоже утверждались столетиями. Новый год не всегда отмечали на Руси, а иногда
даже запрещали ставить елку.
Празднование 4
ноября Дня народного единства содержит в себе большой исторический смысл, а
значит, у него есть будущее.
Автор — научный
руководитель Института этнологии и антропологии РАН и директор Центра
социальной антропологии РГГУ