http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=7a611b90-afb0-4628-843a-01b6f00ccb59&print=1
© 2024 Российская академия наук

КРАТКИЕ ИТОГИ ВЫПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МИРОВОЙ ОКЕАН" В 2005 ГОДУ

12.03.2006

Источник: ocean-fcp , Николай АЛЕКСАНДРОВ

"Мировой океан" - краткие итоги

Федеральная целевая программа "Мировой океан" (далее - Программа) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 января 1997 г. № 11 "О федеральной целевой программе "Мировой океан", Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 г. № 192 "О разработке федеральной целевой программы "Мировой океан", и на основе Концепции этой программы, одобренной вышеупомянутым Указом. Программа утверждена и принята к исполнению постановлением Правительства Российской Федерации № 919 от 10 августа 1998 года "О Федеральной целевой программе "Мировой океан".

Как известно, основной целью ФЦП "Мировой океан" является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны и охраны ее морских границ.

Для реализации этой цели решаются следующие задачи:

активизация деятельности России в Мировом океане в соответствии с целями и задачами развития страны;

ориентирование деятельности России в Мировом океане на получение конечных практических результатов в ближайшей перспективе;

обеспечение формирования и осуществление единой, скоординированной государственной политики, нацеленной на консолидацию внутригосударственных и международных интересов России, в деле использования Мирового океана и интеграцию подходов заинтересованных сторон в области развития морской деятельности страны и др.

Реализация Программы рассчитана на период 1998-2012 годы. В ее состав в 2005 г. входили следующие подпрограммы:

"Исследование природы Мирового океана" (госзаказчик Роснаука);

"Военно-стратегические интересы России в Мировом океане" (госзаказчик Миноброны России);

"Минеральные ресурсы Мирового океана, Арктики и Антарктики (госзаказчик МПР России)

"Транспортные коммуникации России в Мировом океане" (госзаказчик Росморречфлот);

"Освоение и использование Арктики" (госзаказчик Минэкономразвития России);

"Изучение и исследование Антарктики" (госзаказчик Росгидромет);

"Создание единой системы информации об обстановке в Мировом океане" (госзаказчик - Росгидромет);

Мероприятия государственного заказчика-координатора.

В выполнении Программы принимают участие большое количество организаций различных министерств и ведомств, Российской академии наук.

В осуществлении Программы важное место занимает система программных мероприятий (государственным заказчиком - координатором является Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации), систематическое наполнение отдельных подпрограмм которой сформулировано таким образом, чтобы получаемые результаты в ходе выполнения Программы в целом представляли собой не разрозненные научные достижения, а характеризовали собой решения конкретной научно-прикладной проблемы, как совокупности результатов отдельных подпрограмм.

За период выполнения Программы получены ряд научных и практических результатов, создающих условия повышения эффективности морской деятельности России как в интересах оборонных, так и научных и экономических задач.

Так в результате реализации подпрограммы "Исследование природы Мирового океана" получены важные результаты характеризующие экологическое состояние морей России, гидрофизические и биологические процессы и тенденции эволюции морских экосистем и биоресурсов, минеральные ресурсы Мирового океана, перспективные направления развития технических средств изучения физических полей Мирового океана.

Можно выделить следующие результаты, имеющие наибольшее прикладное значение:

полученные данные по рыбопромысловому статусу планктонных и нектонных сообществ Охотского моря показали, что из биомасса в этом главном рыбопромысловом бассейне России в 2004 году увеличилась на 1,3-1,5 млн. т., что позволило обосновать дополнительные квоты вылова минтая и сельди в общем допустимом улове (ОДУ) на 2005 год;

составлена схема распространения железомарганцевых конкреций (ЖМК) на шельфе Арктических морей России. Как природное сырье эти образования могут быть использованы на металлургических предприятиях в качестве добавки при выплавке высокосортной стали и чугуна без селективного извлечения металлов;

созданные цифровые модели земной коры в районе шельфа Баренцева моря и хребта Ломоносова доказывают континентальную природу плато Ермак и обосновывают положение границы "континент-океан" в рассматриваемом районе. Эти данные используются по обоснованию границ Российской Федерации в Северном Ледовитом океане, в том числе границ континентального шельфа.

В рамках подпрограммы "Транспортные коммуникации России в Мировом океане" подготовлена окончательная редакция проекта Концепции развития Северного морского пути, в которой предусматривается объединение транспортных подсистем Европейского, Сибирского, Дальневосточного Севера в единый транспортный комплекс. Начата разработка интегрированной региональной системы управления движением судов Дальневосточного бассейна. Система разрабатывается с использованием современных и перспективных радиоэлектронных и информационных технологий и обеспечивает: непрерывный контроль за движением судов и оказание им информационной поддержки береговыми службами России и других государств в Дальневосточном регионе; снижение риска аварий судов; повышение уровня охраны окружающей среды; повышение эффективности поисково-спасательных операций; навигационное и информационное обеспечение выполнения хозяйственных и оборонных задач в Дальневосточном регионе.

В результате выполнения проекта по созданию Интегрированной системы управления и информационного обеспечения судов (VTMIS) Финского залива с целью снижения аварийности судов (в том числе с опасными грузами) путем оказания им информационной поддержки береговыми службами УДС России, Финляндии и Эстонии закончено создание баз данных, разработаны процедуры обмена информацией между странами с экспериментальной оценкой. Разработаны и изданы "Извещения мореплавателям" по Системе судовых сообщений, ввод в эксплуатацию которых обсужден на семинаре в Хельсинки в октябре 2004 года. В рамках создания региональной межгосударственной системы мониторинга морских судов в Балтийском море (на базе автоматических информационных систем) проведен экспериментальный сеанс передачи информации с сервера ХЕЛКОМ на сервер ЦНИИМФ.

В целях повышения энергонезависимости арктических регионов в рамках подпрограммы "Освоение и использование Арктики" разработаны проекты технического и финансового планов перевода энергопотребителей в удаленных районах Арктики на использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ), а также предложения по мерам экономического стимулирования использования ВИЭ и моделей эффективного производства и потребления энергоресурсов. В целях создания условий для стабилизации социально-экономического положения и обеспечения устойчивого роста экономики в Арктике разработан проект Плана действий арктических государств по экономическому, социальному, культурному и экологическому измерениям устойчивого развития с обоснованием приоритетов, сроков, требуемых средств и стран-участников, который рассмотрен на министерской сессии Арктического совета. В ноябре 2004 г. Министрами арктических государств утвержден План действий Арктического совета по устойчивому развитию.

В результате реализации проектов НИОКР подпрограммы "Изучение и исследование Антарктики" подготовлены План управления для района станции Новолазаревская для планирования и реализации безопасного природопользования с учетом природно-климатических и экологических условий в восточной части оазиса Ширмахера и проект Постановления Правительства РФ "О перспективах деятельности Российской Федерации в структуре Договора об Антарктике в 2006 - 2010 гг.". Получены оценки параметров современного климата Антарктики, включая озоновый слой. Получены новые данные о газовом и изотопном составе кернов льда уникального подледникового озера Восток до глубины 3623 м и биологических включениях в ледяной керн. Подготовлена совокупность электронных баз данных по природной среде Антарктики. Создан комплект цифровых геолого-геофизических карт, дана оценка ресурсному потенциалу Антарктики, в том числе оценка перспектив нефтегазоносности континентальной окраины Антарктиды.

Подпрограмма "Создание единой системы информации об обстановке в Мировом океане (ЕСИМО)" (Государственный заказчик - Росгидромет) решает проблему интеграции ведомственных информационных систем и ресурсов об обстановке в Мировом океане и организации комплексного информационного обеспечения экономики и обороны страны.

В результате выполнения проектов данной подпрограммы завершена разработка методической, технологической и информационной основы ЕСИМО.

Созданы основные компоненты технологий сбора, обмена и удаленного доступа к гидрометеорологической, геофизической, геологической, биоресурсной, правовой, социально-экономической и другой информации об обстановке в Мировом океане с использованием современных технологий. Развиты и документированы элементы системы в организациях Росгидромета, Минобороны России, МПР России, Минсельхоза России и РАН. Разработана технология интеграции и управления распределенными информационными ресурсами, проверенная на практике и обеспечивающая ведение данных и информации об океане в 23 узлах (центрах ЕСИМО и поддерживающих организациях) системы распределенных баз данных ЕСИМО. Проведены успешные испытания перечисленных компонентов на базе морей Северо-Европейского бассейна, морей Дальневосточного региона и Тихого океана.

В рамках мероприятий государственного заказчика-координатора выполнен ряд межведомственных проектов, связанных с изучением и освоением ресурсов и пространств Мирового океана. Например, за отчетный год в ходе реализации проекта "Меридиан-плюс" проведено семь комплексных экспедиций общей продолжительностью 235 суток, кроме того, проведены попутные океанографические наблюдения общей продолжительность более 400 суток. В ходе реализации проекта проведены исследования, обеспечившие выполнение обязательств России по участию в ряде международных программах. Высокая результативность проекта обусловлена использованием эффективной схемы проведения научных рейсов, которая основана на привлечении финансовых средств иностранных фрахтователей судов. Доля внебюджетного финансирования в данном проекте составляет около 90%, что существенно повышает результативность использования средств федерального бюджета, выделенных на данный проект.

В целом результаты реализации программы за последнее время были направлены на решение задач, сформулированных в Морской доктрине Российской Федерации, способствовали укреплению экономического и сырьевого потенциала страны, сохранению и расширению научных исследований в Мировом океане, расширению грузовой базы морского транспорта и повышению уровня загрузки российских морских портов, увеличению рентабельности рыболовства, повышению уровня занятости населения, увеличению платежей в бюджет.

Создание систем контроля деятельности морских объектов на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне и на подходах к морской Государственной границе Российской Федерации обеспечивает освещение обстановки на значительной акватории Мирового океана в реальном масштабе времени, с высокой степенью достоверности. Это способствует пресечению незаконного промысла морских биоресурсов в российских водах, повышает степень защищенности российских морских судов от пиратских действий, а также эффективность системы спасания на море.

Эффективность проектов, связанных с комплексными исследованиями процессов, характеристик и ресурсов морей России проявляется в большом прикладном значении выполненных исследований. Разработанные рекомендации используются организациями и учреждениями, ведущими проектирование, строительство и эксплуатацию различных сооружений в прибрежных зонах и на морских шельфах. Практика оценки эффективности внедрения результатов работ по исследованию природной среды показывает, что их использование в среднем приводит к снижению сметной стоимости работ на шельфе не менее чем на 10 %.

Экологические и социальные результаты реализации мероприятий программы выражаются в снижении затрат на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций при осуществлении морской деятельности и стихийных бедствий на суше, связанных с влиянием океана на климат. В частности, результаты исследования механизмов генерации и распространения волн цунами в Тихом океане показали принципиальную возможность спутникового мониторинга распространения волн цунами, что является весьма перспективным для цунамиопасных районов Дальнего Востока России. Разработанная методика трехмерного сейсмического моделирования на основе пакета компьютерных программ Maple 7 позволяет многократно увеличивать объем анализируемых данных и повысить достоверность получаемой информации.

Уровень научных результатов, достигаемых в рамках программы, отвечает мировым стандартам и по ряду направлений опережает их. Это подтверждается значительным числом разработанных передовых технологий, а также количеством полученных в 2004 году патентов, в том числе и международных. Эффективность разрабатываемых в программе технологий, сложных морских систем, техники проявляется в повышении их технических характеристик, а также снижении их стоимости по сравнению с зарубежными аналогами, снижении эксплуатационных расходов и др. В результате работ по созданию геофизического комплекса "Магма" в составе судна-носителя "Магма-С" и геофизической системы "Магма-А" разработана новая форма корпуса с нетрадиционными обводами, что обеспечивает повышенную остойчивость формы при близких параметрах мореходности (бортовой и продольной качек, слеминга, заливаемости) и лучшую ходкость. Величина эффекта по сопротивлению движению достигает 25% (в 1,5раза превышает иностранные аналоги). Эффект новой формы в снижении килевой качки составляет 1,7 раза. Предлагаемый вариант позволяет снизить годовые эксплуатационные расходы на ГСМ почти на 0,5 млн. долл., что равноценно расчетной стоимости одного автономного похода. Разработанные проектно-конструкторские решения по использованию научно-исследовательской подводной лодки в интересах освоения шельфа России (работы с потенциально опасными объектами, подледная геологоразведка и др.) обеспечат значительное (до 4-х раз) снижение затрат на проведение исследований в труднодоступных акваториях независимо от погодных условий и ледовой обстановки.

Повышение эффективности строительства технических средств для добычи углеводородов морского шельфа и рост их конкурентоспособности на мировом рынке обеспечивается за счет снижения трудоемкости и продолжительности работ, сокращения себестоимости продукции. Развитие корпусообрабатывающего производства на ФГУП "ПО "Севмаш" предусматривает использование в постройке буровых платформ стальных крупногабаритных листов (4,5 х 24 м), что обеспечит сокращение трудоемкости обработки металлоконструкций на 10%, снижение себестоимости продукции до 25 %. Реконструкция гидротехнических сооружений и эллингов на ФГУП "Звездочка" обеспечит строительство модулей платформ большой массы, что позволит снизить трудоемкость и продолжительность формирования корпусов платформ из крупногабаритных блоков на 15% и более.

Результатом реализации проектов по развитию транспортных коммуникаций России стало выполнение целевой установки по обеспечению транспортной независимости страны в части морских портов. За истекшие годы общий объем российских грузов, отправляемых (и прибывающих) морем увеличился в 1,8 раза, а объем перевалки этих грузов в российских портах - более чем в 2 раза. В перспективе тенденция увеличения доли российских портов в общем объеме перевалки российских грузов сохранится и к 2010 г. будет составлять около 90%.

Реализация Программы позволила России усилить свои позиции в международных организациях как страны, которая в перспективе будет обладать интегрированной информационной системой, адекватной мировому уровню. В 2004 году начато выполнение пилотного проекта Совместной комиссии по океанографии и морской метеорологии МОК/ВМО (СКОММ) по созданию технологии "сквозного" (end to end) управления данными по морской среде, в основе которой используются решения и средства технологии интеграции ЕСИМО. В пилотном проекте, наряду с российскими специалистами, участвуют специалисты Франции, Великобритании, США, Бельгии и Канады.

Расширены возможности получения комплексной информации об обстановке в Мировом океане для обеспечения морской деятельности - количество посещений ЕСИМО пользователями с использованием АРМов системы (разработано 14 образцов) увеличено в более чем 2,5 раза по сравнению с предыдущим годом (декабрь 2003 - 240 посещений ежесуточно, ноябрь 2004 - 400 посещений ежесуточно, ноябрь 2004 - 630 посещений ежесуточно). В результате развития ЕСИМО созданы условия для потенциальной экономии средств при осуществлении морской деятельности: информационная поддержка морской деятельности, организованная на системном уровне, позволяет экономить в среднем до 7% сметной стоимости работ (ССР); снижение уровня дублирования работ посредством внедрения интеграционных процессов в информационную деятельность обеспечивает экономию в среднем до 10-12 % ССР; чувствительность отраслей хозяйства (таких как энергетика, транспорт и другие) к изменению морских условий достигает 20-25 % и потенциальная экономия составляет 0,1-0,3 процента валового продукта по отрасли.

Значимость и эффективность исследований России в Антарктике определяется такими факторами, как природно-ресурсное значение этого региона и его геополитическое положение. Результаты работ найдут применение для диагноза современного состояния климата и прогноза эволюции климатической системы, в том числе для оценки перспектив развития разных отраслей хозяйственной деятельности, для принятия решений по таким международным соглашениям как Киотский Протокол. Затраты государства в настоящую подпрограмму по сути являются перспективными инвестициями в будущее экономического развития России, оценивать которые следует исходя из конъюнктуры мирового рынка сырья и ресурсов.