Предъявим бренды

02.10.2009

Источник: Поиск, Беседовала Светлана Беляева



Выставка в Чикаго покажет Америке российские научные достижения

 

В предыдущем номере газеты (“Поиск” №39, 2009) мы писали о готовящейся Российской национальной выставке, которая будет проходить 18-21 ноября в Чикаго. Что сулит участие в ней представителям научного и образовательного сообщества? Об этом мы решили поговорить с директором выставки Виктором Ковшевным.

- Почему на чикагском форуме столь значительное внимание предполагается уделить российской науке и образованию?

- Несмотря на большое недофинансирование, многие направления отечественной науки занимают ведущие мировые позиции. Их необходимо отстаивать и развивать. Для этого ученым волей-неволей придется постигать и использовать в своей работе азы аппаратного мастерства и бизнес-маркетинга, выполнять несвойственные для себя функции (иначе управлять судьбой интересных научных проектов будут не их авторы, а случайные обстоятельства). Российская национальная выставка - это дополнительная возможность продвижения и защиты научных достижений как для научных коллективов, так и для отдельных ученых.

Что касается образования, то Россия по-прежнему может гордиться своей образовательной системой. При этом, чтобы получить свою долю на мировом рынке образовательных услуг, российские вузы должны прилагать определенные усилия по продвижению и рекламе своих брендов. Скептики могут возра­зить, что американцы никогда не поедут в Россию. Однако известно, что сегодня только в Чикаго больше 13 000 детей изу­чают русский язык. Мы находимся на пороге появления и бума в Интернете образовательных социальных сетей. Это значит, что географическое расположение вуза скоро станет играть существенно меньшую роль. Все будут определять научные и образовательные бренды. Выставка может в значительной мере помочь их продвижению.

- Проведение в США Российской национальной выставки - дорогое удовольствие. Не кажется ли вам, что сейчас не самое подходящее время для такого мероприятия?

- Когда бизнесу тяжело, государство должно брать на себя главную роль в подобных инициативах. Российская национальная выставка в США 18-21 ноября 2009 года пройдет в соответствии с распоряжением Правительства РФ №93-р. Финансироваться она будет частично за счет средств госбюджета, поэтому российские компании (на основании решения оргкомитета) смогут получить оборудованную площадь бесплатно. Главный критерий отбора - яркий и интересный проект, который может быть привлекательным для американского рынка.

- Но ведь есть еще и расходы на оформление стенда, командировочные, экспонаты. Здесь тоже возможна компенсация?

- Эти траты за счет госбюджета не компенсируются. Но для тех компаний, которые находятся в трудном экономическом положении, необязательно лично присутствовать на выставке. Существует возможность заочного участия - это публикация информации в выставочном каталоге и возможность разместить “раздаточный материал” на коллективном отраслевом стенде. На чикагской выставке будет 12 отраслевых стендов - наука и образование, металлургия, машиностроение, строительство, химия, информационные технологии, логистика, финансы, туризм, сельское хозяйство, фармацевтика и медицина. Отдельно стоит упомянуть стенд, посвященный российско-американскому взаимодействию в авиакосмической отрасли. У России здесь есть успешный опыт сотрудничества - совместное предприятие ВСМПО-Боинг или, например, компания “Прогресстех”, которая занимается инженерными разработками для корпорации “Боинг”.

- Чем конкретно может привлечь выставка представителей науки и образования?

- Выставочным оператором в соответствии с результатами конкурса стала компания ”Интеллектуальные ресурсы”, входящая в группу Rusmet (15% компании принадлежат Московскому институту стали и сплавов). Все, кто знает эту команду, наверняка не сомневаются в том, что выставка пройдет с большим размахом, реальным экономическим эффектом и PR-результатом для участников. Ожидается, что форум посетят 50-70 тысяч американцев.

Я уверен, что чикагская выставка может быть полезна в продвижении научных и образовательных проектов как в США, так и в России. Представить свои идеи можно будет не только на специальной экспозиции, но и на конференции, которая состоит из четырех сессий: презентация проектов, вопросы потенциальных инвесторов, защита проектов, награждение победителей. Фундаментальная наука будет показана на коллективных стендах Российской академии наук и Министерства образования и науки. При этом ряд вузов и исследовательских институтов продемонстрируют свои достижения самостоятельно.

В результате кто-то найдет инвестора, кто-то привлечет к своим работам внимание со стороны международных фондов. Вузы, возможно, смогут подобрать и будущих студентов. Эффект от участия может оказаться не быстрым, но наверняка будет иметь долговременные перспективы. Хочу особо подчеркнуть, что участие в выставке в Америке - хороший способ продвижения своего проекта в России. Это связано с тем, что форум посетят делегации российских регионов во главе с губернаторами. Как правило, ряд вопросов, подолгу не решаемых на родине из-за недоступности первых лиц, на подобных мероприятиях удается урегулировать легко и быстро.

- Расскажите подробнее об акции, посвященной возвращению “золотых умов” в Россию?

- В рамках выставки наряду со стендами регионов, отраслей и компаний предусмотрена экспозиция кадровых агентств, заинтересованных в расширении сотрудничества с американскими компаниями. Стенды агентств будут объединены в общую экспозицию “Ярмарка вакансий / Labour fair”. А 19 ноября пройдет конференция ”Brains export-import”, в рамках которой и состоится акция по возвращению “золотых умов” в Россию. Детали раскрывать пока не буду, могу только сказать, что инициаторами подобной идеи являются некоторые руководители крупных российских корпораций. Вообще, кадровому вопросу на выставке будет уделено особое внимание. Торговый оборот между Россией и США составил 36 млрд долларов в 2008 году. При этом существует потенциал удвоения оборота в ближайшие 5 лет, если страны начнут активную ”перезагрузку” во всех сферах экономической и политической деятельности. Это значит, что серьезно увеличится спрос на специалистов, задействованных в торгово-экономическом, образовательном и научном сотрудничестве наших стран.

- Будет ли у российских ученых возможность встретиться с американскими коллегами, установить контакты для возможного сотрудничества?

- Параллельно с выставкой с 17 по 20 ноября будет проводиться обширная деловая программа - запланированы около трех десятков конференций, семинаров и круглых столов. Мы уверены в том, что участники российской делегации смогут найти для себя не только интересных собеседников, но и будущих партнеров. На мероприятиях предусмотрен синхронный перевод “русский-английский”.

Всем, кому есть что сказать, предоставим слово. Также рассчитываем и на взаимную информационную помощь: мы будем признательны всем, кто порекомендует своим коллегам принять участие в российско-американских мероприятиях.

- Каков формат проведения конференций по био- и нанотехнологиям? Приглашены ли на них американские специалисты?

- Конференции будут проходить в режиме докладов, презентаций, круглых столов и тематических панельных дискуссий. Конечно, с учетом того что США занимают лидирующие позиции в этих областях, планируется участие американских ученых. Представит свои ”success stories” и ряд российских компаний.

- Как будет организован форум соотечественников?

- Форум пройдет непосредственно при участии организаторов первых двух форумов соотечественников в США в 2006 и 2008 годах. Все русскоязычные СМИ, к которым мы обратились за поддержкой, обещали свою помощь. Поэтому мы рассчитываем, что в выставке и деловой программе примут участие ученые, уехавшие из нашей страны. Есть, правда, мнение, что ”чем более успешен наш соотечественник в США, тем он менее интересуется Россией”. Но я убежден, что настоящие ученые никогда не живут в масштабе одной страны, они чувствуют свою сопричастность и ответственность за происходящее.



Подразделы

Объявления

©РАН 2024