http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=7ac70be8-55b7-48af-b6de-d6a29de7674b&print=1© 2024 Российская академия наук
В выставочном проекте принимают участие известные современные мастера портретной черно-белой фотографии Сергей Григорьевич Новиков (Екатеринбург) – автор многочисленных выставок и фотоальбомов, посвященных ученым, членам АН СССР и РАН, и Александр Эдуардович Маров (Москва) – автор масштабного фотопроекта «Портрет науки на рубеже эпох».
Существует мнение, что научные занятия ученого трудноопределимым образом сказываются на его внешности, отражаются в его лице. Уловить это отражение может только очень тонкий портретист: художник-живописец или художник-фотограф. Последний создает документ, который можно оспорить в его типичности, но нельзя не признать в его подлинности: человек был именно таким в какой-то момент. В облике ученого заключена подчас не меньшая часть энергии его открытий, чем в его трудах. Неслучайно эту же мысль, например, подчеркнул на открытии экспозиции заместитель руководителя ФАНО Денис Бриль.
Впрочем, как заметил на открытии экспозиции Юрий Батурин, летчик-космонавт, Герой России, член-корреспондент РАН, председатель Союза фотохудожников России, «художник, рассказывая о других, рассказывает о себе». А Сергей Новиков так сформулировал свое кредо: «Я для истории сохраняю живыми нормальные человеческие лица».
В этом смысле особо надо отметить подборку фотопортретов ученых, сделанных Григорием Вайлем (1905–?). В январе 1945 года ему, известному фотохудожнику, поступило предложение от президента АН СССР В.Л. Комарова выполнить выставку художественных фотопортретов 140 академиков АН СССР в рамках общих торжеств юбилейной сессии, посвященной 220-летию Академии наук. 4 апреля 1945 года Управление делами АН СССР заключило с ним трудовое соглашение, по которому он обязывался изготовить эскизы, после одобрения которых надлежало отпечатать фотопортреты размером 40х50 см (вместе с паспарту 67х51 см). Распоряжением Президиума АН СССР от 2 августа 1945 года было принято решение – приобрести фотопортреты выставки у Г.М. Вайля и организовать их дальнейшее хранение в Архиве АН СССР. Затем выставка была размещена в Московском доме ученых и находилась там довольно долго, до апреля 1950 года, когда и была возвращена в Архив АН СССР.
Академик Игорь Грабарь дал такой отзыв на работы Вайля: «Художественная фотография находится обычно вне поля зрения искусствоведов и художественных критиков. Однако выставка портретов академиков, созданная фотохудожником Г. Вайлем и показанная в дни юбилейной сессии Академии наук в Большом театре, – явление подлинного искусства. Мне не довелось до сих пор видеть фотопортреты, в такой степени доведенные до уровня художественных произведений. Композиция, трактовка, психологическая характеристика каждого портрета делают эту выставку значительным событием в области портретного искусства».
И вот сегодня, впервые почти за 70 лет, эти работы были обнаружены в Архиве РАН, отреставрированы, и небольшая их часть сейчас экспонируется.
Судьба самого Вайля оказалась трагична. Так получилось, что Григорий Михайлович, творческий наследник выдающихся фотомастеров прошлого, был не просто фотопортретистом, а, замеченный сильными мира сего среди своих современников, он стал фотопортретистом «околоправительственным», приближенным к кругу государственной и творческой элиты. Эта точка соприкосновения с людьми во всех отношениях влиятельными, по-видимому, наложила роковой отпечаток на всю его судьбу, да и на его творчество.
Работа в качестве «официального фотографа» была по определению непростой, потому что все фотопортреты должны были получаться красивыми и гладкими, лица «клиентов» не должны были иметь природных дефектов, фон должен был быть ровным и спокойным, соответствующим выигрышному образу высокой персоны. Он фотографировал знаменитых летчиков Валерия Чкалова и Ивана Кожедуба, маршалов Георгия Жукова, Семена Буденного, Семена Тимошенко, министра иностранных дел СССР Максима Литвинова…
Но абсолютными творческими удачами стали его фотопортреты академиков. Например, во всех смыслах выдающийся портрет академика Алексея Николаевича Крылова (его даже поместил на обложку американский журнал Life в одном из номеров 1945 года, посвященных советской науке). Григорий Вайль сделал в 1944 году последнюю прижизненную фотографию академика Владимира Ивановича Вернадского... В итоге Григорий Вайль был арестован, осужден и отправлен в лагерь. Освободили его уже после смерти Сталина. Активно выставлялся. Но… «Мы не знаем, как сложилась дальнейшая судьба Г.М. Вайля, не знаем даты его кончины и места, где он похоронен. Последние его работы, которые нам удалось обнаружить на страницах печати, датируются 1982–1983 годами», – отмечают сотрудники АРАН, приложившие много усилий, чтобы не только вернуть к жизни оригиналы фотопортретов, выполненные Вайлем, но и собрать данные о судьбе этого человека.
«Замысел выставки родился год назад, – рассказывает академик Российской академии художеств, член-корреспондент РАН Александр Толстиков. – Проводя в архиве выставку, посвященную участию науки и ученых Академии наук в Великой Отечественной войне, мы с коллегами неожиданно обнаружили коллекцию работ Вайля – 150 фотопортретов. Большая часть из них сейчас находится в реставрационной лаборатории. Нам удалось к настоящему моменту подготовить к этой выставке 32 фотопортрета».