http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=7b7ff150-0a8c-498f-8f65-05ef6079833c&print=1© 2024 Российская академия наук
В преддверии рассмотрения вопроса о финансировании отечественной науки на ближайшем заседании правительства РФ вице-президент РАН академик Александр НЕКИПЕЛОВ прокомментировал "Гудку" ситуацию в этой сфере:
- Российская академия наук сумела договориться с правительством РФ по всем основным вопросам. Часть этих вопросов касается одной из самых острых проблем - повышения зарплаты научных сотрудников в течение трех лет фактически в пять раз (имеется в виду бюджетная часть) - до 30 тысяч рублей в месяц. Одним из элементов этой договоренности является сокращение числа бюджетных ставок в организациях Академии наук. Оно начнется сразу же после принятия правительством пилотного проекта перехода к отраслевой системе оплаты. В течение трех лет мы обязались проводить ежегодное сокращение бюджетных ставок на 7, 2 процента, то есть за три года примерно на 20 процентов.
Разумеется, это не означает, что мы будем выбрасывать людей за ворота научных учреждений. Нет, просто источником оплаты их труда теперь станут не бюджетные средства, а заработанные Российской академией наук деньги.
Уже сейчас до 40 процентов средств по отношению к бюджетному финансированию мы зарабатываем сами. В некоторых институтах бюджетное финансирование составляет всего 20 - 30 процентов.
Новая система оплаты труда, вводимая с апреля 2006 года, предполагает, естественно, аттестацию научных работников. К концу года мы рассчитываем выйти на среднюю зарплату 11, 5 тысячи рублей, в следующем году - 18 тысяч, а в 2008 году - 30 тысяч рублей. Причем, говоря о повышении финансирования Академии наук, мы имеем в виду не только заработную плату. Большие средства идут на приобретение оборудования, без чего научно-исследовательская работа просто немыслима.
- Получается, что у Академии наук в настоящее время проблем по вопросам финансирования с правительством нет?
- Отношения с властью у ученых никогда не были простыми, но сегодня они входят в конструктивное русло. Есть предложения Министерства образования и науки, с которыми мы согласны, но есть и такие, где мы сильно расходимся. Например, нельзя согласиться с тем, что при оценке труда ученых можно применять сдельную оплату труда.
Сфера исследований, в особенности фундаментальных, по определению, характеризуется крайне высокой степенью неопределенности. Именно поэтому Российская академия наук настойчиво подчеркивает, что сметное финансирование в наших условиях - это не наследие прошлого, а совершенно нормальная и необходимая форма финансирования научных исследований. Здесь мы занимаем позицию, отличную от Минобрнауки, и не собираемся ее менять.
К тому же совершенно неожиданно Министерство финансов предложило внести поправки в Бюджетный кодекс, в соответствии с которыми распорядителями финансовых средств на науку будут выступать только органы государственной власти.
Это означает, что Российская академия наук и ее региональные отделения не только лишатся строчки в бюджете, но и потеряют свою структуру. Ведь институты будут в таком случае финансироваться непосредственно министерством, а не академией.
Если финансирование будет идти напрямую от исполнительной власти, это будет означать, что именно она возьмет на себя ответственность за определение направлений научных исследований в стране. Мы с такой постановкой вопроса категорически не согласны.
В настоящее время в структуре РАН действуют 450 научных учреждений, в которых трудятся 12, 5 тысячи человек. Поэтому вопрос об укрупнении или, наоборот, разукрупнении институтов, принципах их финансирования должен решаться с участием самих ученых. Мы будем отстаивать финансовую и хозяйственную самостоятельность Российской академии наук.