http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=7bc31325-0e9e-442c-99ea-49a56c87805c&print=1
© 2024 Российская академия наук

Кризис переходит в апокалипсис

18.11.2009

Источник: Независимая газета, Алексей Пензенский



Впервые в истории концом света не пугают, а успокаивают

 

За последние полвека нам обещали глобальную катастрофу раз двадцать – то в виде эпидемии невиданной доселе болезни, то ядерной войны, то падения суперметеорита, то смещения полюсов…

Кадр из фильма «2012»Об авторе: Алексей Александрович Пензенский - кандидат исторических наук, автор книг по средневековой истории Европы

Новый сюжет не сходит с экранов телевизоров и со страниц массовых изданий. Британские ученые установили, что грядет конец света – не когда-нибудь, а через три года. На нашей памяти это далеко не первый объявленный апокалипсис. За последние полвека нам обещали его раз двадцать – то в виде эпидемии невиданной доселе болезни, то ядерной войны, то глобального потепления, то падения суперметеорита, то смещения полюсов…

Существенное отличие, однако, состоит в том, что прежде дата очередного конца света называлась, как правило, далекая, отстоящая лет на 15–20. Например, пару лет назад фигурировал 2025 год – достаточно близко, чтобы пощекотать нервы, но и слишком далеко, чтобы впадать в панику. Ближе к дате «конца света» истерия стихала, чтобы вовсе сойти на нет накануне предсказанного бедствия. Ныне же она явно только начинается.

В кинотеатрах идет апокалипсический фильм «2012». Уникальность его состоит не в художественных достоинствах – фильм вполне бездарный, хотя и впечатляюще дорогой, – а в явно названной дате грядущей глобальной катастрофы. Ранее кинематографисты избегали такого «программирования на несчастье», перенося действие фильма в абстрактное «грядущее».

Что же происходит? Почему зрители и читатели тратят свои нелишние и кровные на билеты и эту псевдонаучную макулатуру? Неужели они спешат заплатить за этот свет, прежде чем его выключат?

Платим не только деньгами. Буйным цветом цветут сайты на заданную тему. Их создатели пишут о каком-то «параде планет 2012 года», в котором примут участие планеты не только нашей Солнечной системы, но и других звезд Галактики (!). Рассуждают о некоем «квантовом скачке», который через три года предстоит совершить всем нам. В этой же куче – неведомая планета Нибиру, рожденная буйной фантазией духовидца Захарии Ситчина. Вот придет она к Земле – и всему конец.

Проще простого объявить авторов подобных фильмов и публикаций психами и наркоманами. Но ведь редакторов газет, а равно и продюсеров сумасшедшими не назовешь! К тому же, судя по популярности темы, в сумасшедшие придется записать минимум половину населения планеты, а это уже слишком.

Публикации о 2012 годе молчат о том, что конец света за последние пять веков объявлялся раз двести, что глобальная катастрофа вовсе не обязательно повлечет конец света, что вероятность столкновения Земли с астероидом ничтожно мала, что конец света – понятие религиозное, и людям светским вникать в него глупо и наивно. Более того, авторы не останавливаются перед заведомой ложью. Активно ссылаются на легендарного Нострадамуса – якобы он тоже предсказал «выключение света» в 2012 году. Это неправда – по Нострадамусу, мир будет существовать минимум до XXIII столетия.

Пресловутый календарь майя (точнее, надпись на 6-м монументе городища Тортугеро в Мексике) действительно обещает 23 декабря 2012 года нисхождение на землю бога Болон Окте, который вроде бы выступает в роли разрушительной силы. Именно «вроде бы» – истолкование древних текстов дело очень непростое, да и подлинность той или иной надписи (единственной!) всегда может быть поставлена под сомнение и опровергнута, и такое бывало неоднократно. Да и к слову сказать – что нам в пророчестве древней цивилизации, которая не смогла уберечь саму себя от покорения испанскими конкистадорами во времена того же Нострадамуса?

Среди той части образованных людей, которая склонна искать во всем скрытый смысл, бытует следующая версия. Массовый вброс информационного мусора в общественное сознание – явный признак информационной войны. Цель – дезориентировать публику, вырвать ее из культурного и исторического контекста. Ну а с замороченным человеком можно делать что угодно.

В открытом обществе каждый сам выбирает, во что ему верить и что читать. И сказки про грядущий Рагнарек публика выбирает совершенно добровольно. Времена принудительного коллективного просмотра чего бы то ни было давно прошли.

Так почему публика выбирает апокалипсис? Ответ неожиданно прост. Кризис, как известно, – и в домах, и в умах. Сотни тысяч офисных работников (и не только) за последний год со всей остротой ощутили: их надеждам на достойную жизнь сбыться не дано. Вкалывая годами с утра до ночи, они лишь увязли в кредитных долгах, многие потеряли нажитое и еще остались должны. И все это – в мирное время.

Подобно затюканному ученику, мечтающему, чтобы ненавистная школа сгорела, менеджеры разных звеньев от души желают гибели существующей экономико-политической системы. Только в разрушении ее они видят выход из ситуации, когда приходится изо всех сил бежать, чтобы только оставаться на месте. Налицо социальный заказ – газеты и кино услужливо подсовывают им «тайные» (на деле – мусорные) пророчества, где твердо обещано: через три года ваши мучения кончатся.

Впервые в истории концом света не пугают, а успокаивают. Вы же сами об этом просили… Живите своим умом, здесь и сейчас – и очередной апокалипсис минует ваши двери. А остальные пусть сидят без света, раз уж им так хочется.