http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=7bcfda6d-a760-4818-a19a-e5073a959ca6&print=1
© 2024 Российская академия наук
Министерству образования и науки, похоже, удалось переломить настроение своих давних оппонентов и добиться хотя бы терпимого отношения к своим инициативам. Прошедшая вчера отчетная коллегия Минобразования и науки за 2005 год на удивление прошла без горячих дискуссий и критики со стороны представителей Союза ректоров, Академии наук и школьной общественности. Напомним, что раньше ректоры выступали против введения единого госэкзамена и попыток заменить традиционное для России фундаментальное образование западными схемами, нацеленными на подготовку узких специалистов, учителя выражали недовольство нищенской зарплатой и отсутствием школьного -оборудования, ученых раздражали планы сокращения и приватизации НИИ, и академики однажды даже освистали министра Андрея Фурсенко.
Вчера же председатель Союза ректоров России Виктор Садовничий дважды в своем выступлении дал высокую оценку деятельности министерства за прошедший год, а также передал г-ну Фурсенко благодарность от ректора Санкт-Петербургского университета Людмилы Вербицкой. Замечания президента РАН Юрия Осипова касались только жесткой позиции Минфина в вопросе финансирования ученых. Ведомство Алексея Кудрина фактически поставило Академию наук перед выбором: либо госгарантии и полное финансирование с частичной сдачей коммерческих заработков институтов в государственную казну, либо полное самообеспечение. Андрей Фурсенко сразу пояснил, что его коллеги из Минфина уже отказались от своих поправок и готовы к диалогу с Минобразования и Академией наук.
Лестную оценку своей деятельности глава Минобразования получил и от руководителя московского департамента образования Любови Кезиной, заметившей, что "с нынешней коллегией работать получается плодотворнее, чем с предыдущими составами". Г-жа Кезина посетовала, правда, что, увлекшись реформой высшей школы и науки, министерство забыло выпустить необходимые законодательные акты по общеобразовательной школе. По ее словам, до сих пор не прописано определение лицеев и гимназий, не подготовлена законодательная база по переходу на обязательное 11 -летнее образование. Но министр объяснил, что причина задержки только в том, что законопроекты находятся на согласовании между ведомствами и в регионах и тем самым обеспечивается широкое участие общественности. "В конечном счете законы от этого только выиграют", - сказал он.
Другие прозвучавшие выступления носили исключительно характер рацпредложений. В частности, член Общественной палаты и ректор госуниверситета "Высшая школа экономики" Ярослав Кузьминов предложил поставить перед президентом вопрос об увеличении ассигнований на национальный проект "Образование" в целом. По его мнению, "недостаточно поддерживать одного учителя на три школы" в рамках программы "Лучшие учителя России", необходимо также "создать систему поддержки тех 16% преподавателей вузов, которые все еще, по последним данным аналитиков, занимаются наукой".