http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=7c2a0cbf-34ad-49e7-aaee-84c25d4c8ccf&print=1© 2024 Российская академия наук
На прошлой неделе (11 мая) ученые России отметили значимое для отечественной науки событие: 100-летие со дня рождения выдающегося ученого, химика-материаловеда, академика Сергея Кишкина. Этому событию было посвящено совместное заседание Отделения химии и наук о материалах РАН и Научно-технического совета ВИАМ (Всероссийский институт авиационных материалов).
Большой зал Института авиационных материалов едва смог вместить ученых Российской Академии наук, собравшихся в первые весенние майские дни, чтобы отметить 100-летие поистине уникального человека и ученого – Сергея Кишкина.
Будущий академик, лауреат двух Государственных, двух Сталинских и Ленинской премий, премий Совета Министров СССР, а также присужденной Кишкину в 2000 году, незадолго до его кончины (2002 год), Премии Правительства РФ прожил долгую, блестящую во всех отношениях жизнь – 96 лет. Это не просто почти век существования. Это век активной, творческой работы. Это постоянный научный поиск…
Родом Сергей Кишкин – из старого русского города Луганска. Он появился на свет 30 мая 1906 года. Отец Кишкина был кузнецом. И, возможно, это обстоятельство повлияло не только на будущий выбор профессии – Кишкин исследовал сплавы металлов – но и закалило характер будущего ученого. Но это было потом… А сначала Сергей учился в гимназии, затем – в Луганской индустриально-промышленной профшколе.
Какое-то время работал учеником слесаря, чертежником на местном заводе. А в 1926 году стал студентом Московского высшего технического университета имени Николая Баумана. Вот с того времени и начинается феерический успех Кишкина-ученого. Судите сами: на последнем курсе университета, в 1930 году студент Кишкин возглавляет научно-методическое бюро другого московского вуза – Инженерно-педагогического. Далее. В возрасте 34-х лет ему присваивают ученую степень доктора технических наук! А в 1947 году сорока однолетний профессор Кишкин становится членом научного Совета Министерства авиационной промышленности. Задачи, связанные с необходимостью развития отечественной авиации, ставит перед ним непосредственно тогдашний глава страны Иосиф Сталин. В 54 года Сергей Кишкин становится членом-корреспондентом Академии наук СССР, а спустя шесть лет – академиком. При этом Кишкин сочетает и научную работу, и руководство Институтом авиационных материалов, и преподавательскую деятельность.
Трудно даже представить, как можно было все это успеть! Но, очевидно, удивительный старт Кишкина – задание от Наркомата тяжелой промышленности в 1931 году разработать броню для танков - стал практически «вечным двигателем» успеха ученого. В 1934 году «родилась» броневая сталь. Тогда же сложился окончательно и ученый Кишкин. О значении его работ рассказал хорошо знавший академика ученый, заместитель академика-секретаря Отделения химии и наук о материалах РАН, академик Николай Лякишев: «Когда началась Вторая мировая война, стала очевидной уязвимость наших самолетов. И снова решить задачу должен был Кишкин. И решил: за несколько месяцев была создана первая партия бронеспинок для кресел пилотов. Позднее совместно со своим коллегой Николаем Скляровым Кишкин изобрел надежную защиту штурмовиков «ИЛ» - активную экранированную броню АБЭ-. Жизнь многих наших военных летчиков была спасена благодаря этому изобретению!»
После войны, в конце 40-х годов ВИАМ, во главе которого стоял Кишкин, приступил к исследованию жаропрочных сплавов для газотурбинных двигателей. Этого требовало время: жаропрочность лучших сталей (ЭИ787 и ЭП105) была явно недостаточной. Необходимо было найти новую матричную основу и принципиально иную систему легирования. Именно тогда Иосиф Сталин лично поручил Сергею Кишкину «разработать сплав лучше английского», для чего и была организована лаборатория Физики металлов. А возглавил ее, естественно, Кишкин. Это был уникальный исследовательский центр, решавший многие теоретические и практические задачи, связанные с разработкой и внедрением авиационных сплавов на различных основах. У Кишкина было свое направление – создание литейных никелевых жаропрочных сплавов. Сергей Кишкин сумел отстоять спорную в то время идею применения жаропрочных сплавов в производстве так называемых «лопаток» для газотурбинных двигателей методом литья. Главное преимущество таких лопаток, получаемых методом точного литья – не только высокая жаропрочность, но и возможность изготавливать охлаждаемые детали со сложной конфигурацией внутренней полости. Новая технология позволила нашей стране стать мировым лидером в области производства газотурбинных двигателей! Были созданы жаропрочные сплавы, способные длительно работать при температурах от 900 до 1100 градусов Цельсия.
Кроме того, технологии точного литья турбинных лопаток и никелевые сплавы создали условия для разработки в нашей стране высокотемпературных двигателей. Это сыграло решающую роль в становлении отечественной реактивной авиации.
Академик Кишкин был не только ученым. По воспоминаниям знавших его учеников и коллег, это был удивительно скромный, простой человек. Вот что сказал о нем заместитель академика-
секретаря Отделения химии и наук о материалах РАН, академик Николай Лякишев, он вспомнил одну встречу с Сергеем Кишкиным: « Мы провели вместе несколько часов. Я показал ему наш институт – НИИ ЧЕРМЕТ. Рассказал о новых разработках. Ну, а затем мы сели за стол, и Сергей Тимофеевич задал вопрос: «А почему Вы не в Академии, не могу понять?» Мне еще тогда 50 лет не было. И, строго говоря, я, воспитанный в отрасли, в довольно грубых взаимоотношениях, плохо понимал, что такое Академия. ( конец пленки). Такое чуткое отношение, внимание меня удивили. Хотелось бы подчеркнуть, - добавил также Николай Лякишев, - что академик Кишкин был всегда доступен и всегда в деле, сложные проблемы он излагал легко, непринужденно и исключительно содержательно.»
Возвращаясь к главному делу жизни академика Кишкина, хочется процитировать слова нынешнего директора ВИАМа Евгения Каблова: «Представляется исторически справедливым, - подчеркнул он в своем выступлении на юбилейных торжествах в честь 100-летия со дня рождения академика Сергея Кишкина, - впредь называть столь выраженное положительное влияние гетерофазной структуры на способность сплава сопротивляться высокотемпературной ползучести «Эффектом Кишкина».