http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=7cc7e318-7bf6-4a1b-80a1-75ef6d808b02&print=1
© 2024 Российская академия наук

Асламбек АСЛАХАНОВ: ПРИ ТАКОМ ПОЛОЖЕНИИ ДЕЛ НЕЧЕГО ДОКЛАДЫВАТЬ ПРЕЗИДЕНТУ РОССИИ

14.06.2006

Источник: Sciencerf, Татьяна Бархатова



 СПРАВКА: Асламбек Ахмедович Аслаханов – советник Президента Российской Федерации.

Асламбек Ахмедович, выступая на международной научно-практической конференции "Нанотехнология - технология 21 века", вы выразили готовность обратиться к Президенту РФ с предложением внести вопрос развития нанотехнологий и наноматериалов в перечень национальных программ. В каком случае это может произойти? Что должен собой представлять такой проект?

Последнее время проводится много конференций, круглых столов, симпозиумов и прочих мероприятий, посвященных нанотехнологиям. Мы абсолютно справедливо много говорим об огромном значении и возможностях нанотехнологий, принимаем резолюции, но практически все это пока намерения, констатация важности обсуждаемой темы, повторение одного и того же, что ощутимых сдвигов не дает. Причины этого - отсутствие хорошей учебной базы, недостаток финансирования, непонимание со стороны чиновников от власти и науки. При таком положении дел нечего докладывать Президенту России. Лидер нашей страны Владимир Владимирович Путин крайне серьезно относится к вопросам нанотехнологий. В своих выступлениях он постоянно подчеркивает, что нужно идти в ногу с техническим прогрессом и добиваться того, чтобы Россия стала одним из пионеров этой отрасли. Если Президент государства придает нанотехнологиям особое значение, то и государственные чиновники, и ученые должны добиваться лидерства в мире, дать нанотехнологиям в России "путевку в жизнь". Нужно создать все условия нашим ученым и, не сомневаюсь, они готовы к научному прорыву, реализации идей, позволяющих России стать одним из лидеров в экономике, здравоохранении, промышленности, аграрном секторе и других областях. Наши ученые изучают возможности нанотехнологий и они не намерены плестись в хвосте за американцами, японцами и китайцами. Наша наука показала всему миру свои возможности, в первую очередь, в космонавтике, военных технологиях. На современном этапе нам предстоит научиться использовать новейшие разработки в промышленности, в автомобиле-, самолето- и ракетостроении и т.д.

Чтобы обеспечить успех в этом направлении, интерес к нанотехнологиям нужно прививать в раннем возрасте. Генеральный директор холдинга НТ-МДТ Виктор Быков, выступавший на этой конференции, сказал, что они уже создают школьные классы по нанотехнологиям. Это очень важно, так формируется залог будущих феноменальных и фундаментальных открытий. Наши дети очень способные и во многих вопросах ушли далеко вперед, опередив старшее поколение.

Сейчас в стадии завершения реформа образования. В управление учебными заведениями будут допущены представители бизнеса. Они заинтересованы в подготовке высококлассных специалистов, великолепно знающих свое дело. Нынешним коммерческим структурам не нужны выпускники с дипломами, через два месяца забывающие, чему их учили. Они будут создавать условия для получения студентами высокопрофессионального образования и, безусловно, будут добиваться того, чтобы вложенные деньги вернулись им классными специалистами. Зачем искать кадры "за морем", когда есть свои талантливые, пытливые ребята. Они живут в родной стране, знают ее лучше кого-то другого и при создании творческих условий могут стать вундеркиндами, пионерами в освоении нанотехнологий, открытии их неизученных возможностей. Они готовы сделать все для того, чтобы Россия стала великой и могучей. Поэтому нужно использовать и государственный сектор, и бизнес-элиту. Необходимо создать материальную и финансовую базу для развития и повышения КПД от внедрения нанотехнологий.

В состоянии ли существующая система образования готовить хороших специалистов для нанотехнологий?

Я никогда не ставил под сомнение советскую систему образования. Весь мир признал, что у нас она одна из лучших. Подавляющее число наших вузов сохранили традиции, в первую очередь, за счет преданного своей альма-матер профессорско-преподавательского состава. Возьмите легендарный МГУ, университет имени Баумана, МГИМО, Финансовую академию, Академию госслужбы и т.д. Высокий уровень выпускников этих вузов знает весь мир, они "в цене", они - желанные специалисты. Немало и других вузов, которые находятся на высоте. Другой вопрос, что появилось много негосударственных вузов с сетью филиалов по всей стране. Здесь есть проблемы и с программами, и преподавателями, а также недостатки и изъяны, присущие общей вузовской системе. Нередко абитуриенты, поступающие в такие учебные заведения, попадают в западню и по окончании вуза остаются безработными. Работодатели лучше студентов знают уровень получаемых знаний в коммерческих вузах.