http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=7d1afd50-a248-4cf9-ba9a-fef35f311456&print=1
© 2024 Российская академия наук

У ПРИРОДЫ НЕТ ПЛОХОЙ ПОРОДЫ

26.05.2006

Источник: Поиск, Ольга КОЛЕСОВА

Как обезвредить вредителя

Несмотря на успехи цивилизации, человек до сих пор не научился мирно сосуществовать с соседями по планете. И сам страдает от братьев меньших и им досаждает - то потравой, то отстрелом. Хотя уж давно пора друг к другу приспособиться...

- А ведь в самой природе существуют подобные адаптационные механизмы, - рассказывает заместитель директора Института систематики и экологии животных СО РАН доктор биологических наук Виктор ГЛУПОВ. - Взять хотя бы взаимоотношения растений и вредителей. Налеты последних можно сравнить разве что с пожаром. Тем не менее некоторые представители флоры "освоили" способы защиты. Например, на следующий год после визита непарного шелкопряда растения начинают вырабатывать различные вещества и становятся более устойчивыми к вредителям. Под воздействием этих веществ насекомые болеют и постепенно гибнут.

По мнению Виктора Вячеславовича, человек может управлять даже миграцией саранчи. В советские времена север Казахстана был очень сильно распахан - насекомое лишилось мест выплода, и про него забыли. Но в последние годы образовалось много залежных земель, где насекомые чувствуют себя вольготно. Так что в ближайшие годы следует ожидать нашествия. Но готовы ли к нему наши соседи? Скажем, в Казахстане тратят миллионы долларов на... "тренировку" саранчи, в том числе Locusta migratoria (она же "казнь египетская", она же "саранча перелетная" - см. фото), применяя инсектициды, в частности "адонис". Даже если не брать в расчет вред, приносимый окружающей среде, при такой обработке полей всегда остаются участки, на которых часть насекомых может не только уцелеть, но и адаптироваться к химическому воздействию. На уничтожение таких "мутантов" потребуются во много раз большие дозы инсектицидов. Сейчас места выплода саранчи залиты Балхашем, но прогноз ясен - вскоре озеро отступит, и через пять-шесть лет юг Казахстана сильно пострадает от этих вредителей.

Между тем внимательное изучение природных механизмов адаптации к вредителям уже позволило биологам выработать достаточно естественные методы регулирования численности их популяций. Речь идет о создании биопрепаратов на основе выделенных возбудителей болезней насекомых - например, патогенных грибов.

- Наш институт ведет совместную работу с Казахским институтом защиты растений по созданию биопрепаратов против саранчи, и мы уже добились впечатляющих результатов. Создали также опытные образцы вирусного препарата против другого вредителя - непарного шелкопряда. Требуются относительно небольшие вложения, чтобы предотвратить нашествие насекомых, несущих миллионные убытки, - утверждает В.Глупов. - К сожалению, пока мы находим понимание только у своих коллег - ни российские, ни казахские чиновники интереса не проявляют.

Можно долго рассуждать о том, государственные ли интересы заставляют правящие круги вкладывать огромные деньги в покупку инсектицидов или выдвигать бредовые проекты по массовому отстрелу ни в чем не повинных ворон. Прислушаться к голосу разума традиционно призывает только академия -после научного доклада Виктора Глупова Президиум Сибирского отделения принял решение подготовить программу борьбы со вспышками популяций саранчи, шелкопряда и других вредителей, чтобы вновь силами РАН попытаться убедить правительство в необходимости превентивных мер.

В шумихе, поднятой вокруг птичьего гриппа H5N1, почти не слышно настоящих ученых. Хотя орнитологи, в том числе сотрудники ИСиЭЖ, давно следят за маршрутами перелетных птиц, что позволяет спрогнозировать вспышки заболеваний. Но заметное финансирование таких работ осуществлялось лишь в 1970-е годы, когда, кстати, и с птичьим гриппом умели бороться "без шума и пыли", даже в случае гибели миллионов диких птиц, имевшей место на Северном Каспии.

- Грипп H5N1 - своего рода проверка, которая выявила нашу полную неготовность к подобным катаклизмам, - констатирует Виктор Вячеславович. - Хорошо, что эта эпидемия скоро кончится. А если появится другой, более активный штамм? Ведь истерия возникла во многом потому, что - по расчетам ученых - вскоре возможна очередная пандемия. Очагом может стать Юго-Восточный Китай, где люди и птицы проживают очень скученно и в антисанитарных условиях. Вообще-то птичий грипп - при соответствующих мерах предосторожности - человеку передаваться не должен, имеющиеся случаи, число которых, думаю, преувеличено, - попросту "болезнь грязных рук". Впрочем, птичий грипп - не единственная угроза. В двадцатые годы прошлого века в Западной Сибири и на Алтае люди нередко болели малярией. Переносчиков - комаров - и сейчас достаточно, к тому же идет миграция населения из Киргизии, Узбекистана, Таджикистана, где болезнь широко распространена. Для возникновения эпидемии требуется лишь штамм, адаптированный к сибирским условиям. Но пока гром не грянет...

Кроме уже упомянутых биопрепаратов против саранчи и шелкопряда, в Институте систематики и экологии животных подготовлены средства воздействия еще на одного страшного вредителя лесного хозяйства - рыжего соснового пилильщика. Также в сотрудничестве с коллегами из Москвы и Краснодара предпринимаются попытки получить трансгенную пшеницу, устойчивую к набегам насекомых (еще одна благодатная тема для спекуляций коллег по перу). Для воплощения в жизнь этих разработок, - которые, кстати, являются лишь побочным результатом основной научной деятельности сотрудников ИСиЭЖ, - необходим госзаказ, а надежды на его получение тают с каждым годом. Что и говорить: палить из пушки по воробьям как-то сподручнее.