http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=7d4d0718-38ec-4b21-8ccf-3a73a57832ee&print=1
© 2024 Российская академия наук

Яйцо для министра Фурсенко

26.01.2011

Источник: Аргументы Недели, Надежда Попова

Минобрнауки все быстрее превращает граждан страны в бестолковое стадо

 

«Не хочу учиться, хочу жениться», – признавался своей мамаше, мадам Простаковой, 16-летний неуч Митрофанушка, герой комедии Дениса Фонвизина «Недоросль». Глубина познаний Митрофана блестяще раскрывается при сдаче экзамена по русской грамматике. Определяя, какой частью речи является слово «дверь», он заключает: «дверь «прилагательна», потому что приложена к своему месту. Вон у чулана дверь еще не навешена: так та покамест существительна».

Живы ли митрофанушки сегодня? Еще как живы, достаточно почитать школьные сочинения. Что тому причиной? Видимо, преобразования, которые с размахом ведет министр образования и науки А. Фурсенко. Напомним, он закрывает сельские школы, отправляет в «свободное плавание» деревенских учителей, отменяет льготы, режет зарплату преподавателям университетов. Педагогам, которые отдали школе десятки лет жизни, министр рекомендует идти работать в ясли.

Вообще подобные инициативы некоторых российских министров напоминают цирковые программы: у кого она короче и головокружительнее? Но в образовательном процессе ни клоунам, ни цирку не должно быть места, иначе митрофанушки заполонят все российское пространство, а не только министерские посты.

Недавно из недр ведомства Фурсенко вышел проект нового закона «Об образовании в РФ». Эта новая цирковая программа вызвала бурю возмущения среди ученой общественности, экспертов и депутатов Госдумы. Достаточно заметить, что депутаты уже внесли в проект более 600 поправок. Свою негативную оценку проекту закона дал и Союз ректоров России. Ректоры внесли в проект закона более 200 поправок.

Но помогут ли эти поправки сделать новый закон удобоваримым? Пока эксперты утверждают: новый проект закона «Об образовании РФ» – это стопроцентная американская калька.

Аргумент ученого

«Образование – это слишком серьезное дело, чтобы его можно было доверить только политикам, чиновникам и юристам».

Александр Абрамов, член-корреспондент Российской академии образования

Промахи министра Фурсенко

В чем же состоят главные ошибки министра образования?

– Главный просчет министра в реформировании высшей школы – внедрение двухуровневой Болонской (включающей бакалавриат и магистратуру) системы подготовки студентов, – считает Сергей Комков, председатель Всероссийского фонда образования. – Вряд ли с ее помощью мы приб­лизимся к зарубежной системе образования. У нас не согласованы образовательные стандарты с европейцами. Еще один промах министра – отношение к средней школе. Фурсенко не понимает, что в системе среднего образования учитель является центральной фигурой. Он не только дает уроки, но и может очень серьезно заниматься развивающей деятельностью с учениками. А этого в российской школе нет. Школа работает только на обучение, но не работает на развитие.

Сокращение сельских школ, к чему активно призывает Фурсенко, приведет к тяжелым социальным последствиям. В стране, где большая часть населения проживает в небольших населенных пунктах, это фактически означает полное уничтожение образования на селе. Далее. При реформах Фурсенко страна потеряла единое образовательное пространство. Произошло расслоение: педагог из Барнаула сегодня получает в несколько раз меньше учителя из Москвы. А ставки у учителей одинаковые. Но как же такое возможно?

Ко всему сказанному добавим: за годы реформ количество детских дошкольных учреждений сократилось с 87,9 до 45,6 тысячи. Число детей в них уменьшилось с 9 до 5,1 миллиона. Если в «застойное» время ежегодно даже в сельской местности вводилось новых дошкольных учреждений на 80–85 тыс. мест, в 2009 г. их введено лишь на 19 тыс. мест. В 2010 году – еще меньше. Опять же в «застойное» время система образования ежегодно получала 200–300 тыс. новых школьных мест. За годы реформ дневных общеобразовательных учреждений убавилось на 13312 единиц: с 67 571 до 54 259.

Куда ж мы катимся? Похоже, в пропасть…

P.S. Пока номер готовился к печати, стало известно, что забастовка в Московском государственном университете печати закончилась победой студентов: ректор Александр Цыганенко ушел в отставку.