ТРИАДА ЖОРЕСА АЛФЕРОВА

28.03.2006

Источник: Парламентская газета, АЛЕКСЕЙ ЕРОФЕЕВ

Речь идет о реформировании системы Академии наук, о возможности переведения исследований на систему грантов

Выражение "хотели как лучше, а получилось как всегда" стало крылатым! Но фраза эта одновременно и опасна. Потому что, однажды сказанная премьером Виктором Черномырдиным, она может быть применима и сегодня буквально ко всему, к чему прикасается рука реформаторов. Ломается налаженная структура, но лучше не становится.

А когда речь заходит о реформировании системы Академии наук, о возможности переведения исследований на систему грантов, становится и вовсе не по себе. Ей-богу. Создается впечатление, что кому-то неймется развалить то, что еще крепко держит наше государство на плаву, не давая ему превратиться в сырьевой придаток западных стран.

"Структура Российской академии наук оправдана многолетним существованием. Еще в 1724 году Петр I дальновидно заложил в ее основу триаду: академия как собрание именитых ученых, как сеть исследовательских учреждении и как инструмент образования" , - неоднократно заявлял Жорес Алферов. Вот и сейчас, ведя по научно-образовательному комплексу Петербургского физико-технического института имени А. Ф. Иоффе своих коллег по Государственной Думе, рассказывает о том, как он строился и как обустраивается сейчас.

Члены думского Комитета по образованию и науке специально приехали в Петербург на свое выездное заседание, чтобы обсудить актуальнейшую тему: "Проблемы законодательного обеспечения интеграции науки и образования". И началось оно отсюда - с алферовского детища, датой рождения которого считается 1 сентября 1999 года, когда сюда пришли первые лицеисты и студенты.

Я не случайно начал с выражения Черномырдина. Именно он в годы своего премьерства выделил необходимые средства на строительство этого научно-образовательного комплекса. Ему показался убедительным тезис Алферова о том, что "для школьника академик не авторитет" , он проникся идеей обучения в одном здании школьников, студентов и аспирантов. Цепочка по восходящей в плане образовательном, научном и возрастном - вот что здесь главное. Авторитет зарабатывается в непрерывном научно-образовательном процессе. Просто и гениально!

Так возникла новая формула "лицей - учебный институт - аспирантура" , или "триада Алферова". Сравните с петровской триадой - получится то же самое, только царю приходилось во главу угла ставить ученых, приглашенных из западных стран, а Жорес Иванович начинает с самых молодых, ибо только в них - залог преемственности того, что было достигнуто за всю историю отечественной науки.

Время вспомнить другое крылатое выражение. Теперь - самого Жореса Алферова: "Мы - страна оптимистов. Пессимисты уже уехали". Сказано во время заседания Государственной Думы в те годы, когда страна жила по неписаному правилу: "Все - на продажу!".

Сегодня так вопрос не стоит, но и радоваться особенно нечему. Да, построен прекрасный комплекс, но лишь благодаря титаническим усилиям ученого с мировым именем. Да, в нем в 2002 году открыт физико-технологический университет, но за счет Алферовского фонда поддержки образования и науки. Да, сейчас, сию минуту, комплекс прирастает гермозоной, в которой будут проводиться научные исследования, но деньги на покупку необходимого оборудования добываются с превеликим трудом. Препон на пути - немереное количество, будто речь идет не о науке, без которой немыслимо будущее страны, а о чем-то сомнительном. Впрочем, академик Алферов и не скрывает, что главное препятствие - это наше Министерство финансов и его глава Алексей Кудрин.

Стоим в недостроенной лаборатории. Называется - "участок молекулярно-пучковой эпитаксии". В центре - французский аппарат молекулярно-пучковой эпитаксии в сверхвысоком вакууме, купленный за два миллиона долларов на деньги, выделенные российским Минатомом. На днях приедут французы, будут запускать эту машину.

Жорес Алферов говорит интереснейшие вещи, жаль только, я мало разбираюсь в физике и электронике, некоторые термины не могу не то что понять - уловить на слух. То же самое - и некоторые депутаты.

Стыдного в этом ничего нет - ну не сподобил нас Бог стать учеными-физиками. Но ловлю себя на мысли, а не отсюда ли - из подсознательной боязни чужого в чем-то превосходства - проистекает желание многих чиновников тормозить развитие наукоемкого производства, всячески унижать или гнобить науку, в которой они мало либо вовсе ничего не смыслят? Непонятные термины, загадочные слова - зачем голову ломать, да и неловко чиновнику чувствовать себя ущербным перед людьми более умными и образованными?

Чиновничья безграмотность на высшем уровне - вообще настоящий бич! Жорес Алферов не смог не вспомнить документ, подготовленный на самом высоком уровне, в котором говорилось о "воспроизводстве знаний". То есть главное, о чем хотели сказать авторы документа, - о необходимости повышения знаний - оказалось попросту убитым, ибо воспроизводство - это повторение, новизны в нем нет.

Не ясное ли доказательство того, к чему приводит разрыв между образованием и наукой? Но от того, что на разных этажах власти происходит постоянное "воспроизводство" таких чиновников, страдает страна! И в первую очередь наука - базис любого государства! Государства, а не территории сырьевой базы.

Благотворительные фонды - все сплошь коррумпированные, сказал как-то Нобелевскому лауреату высокий чиновник в Минфине, когда Алферов завел речь о необходимости введения налоговых льгот для научных фондов. "Ваш фонд я, конечно, не имею в виду!" - передал его слова Жорес Иванович. Ну имеет или нет, вопрос второй, а 37 процентов налога с благотворительного фонда никуда не делись. Таких налогов нет нигде. Только у нас. Остается тешить себя словами депутата Госдумы Оксаны Дмитриевой, что "все самое плохое" в нашем Налоговом кодексе уже произошло. Однако, по ее же словам, есть еще Бюджетный кодекс, в котором заложено много того, что может пагубно сказаться на системе РАН.

Тревожно. Но как раз для того, чтобы обозначить самые важные проблемы в интеграции науки и образования, чтобы выработать стратегию защиты существующей и доказывающей свою эффективность системы РАН, и собрались в Петербурге участники выездного заседания Комитета Государственной Думы.

Образование и наука не могут существовать в отрыве - эта мысль рефреном проходила и в первый день работы членов комитета в НОК, и во второй - в научном центре РАН на Университетской набережной. Однако ситуация на сегодняшний день сложилась в правовом плане нелепая. В советское время в учебных институтах создавались базовые кафедры, отраслевые лаборатории.

- Это работает и сейчас, - отметил председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга Владимир Васильев, - но правовой статус не определен, а кое-где противоречит Гражданскому кодексу. По нынешним законам научная организация не имеет права предоставлять свою базу для образовательных целей. При желании можно обвинить лаборатории в нецелевом использовании средств.

То есть что получается? Лаборатории в вузах работают вне правового поля. Академия наук не имеет права учреждать образовательные учреждения, зато имеют такое право всякие предприимчивые граждане, которые дают образование, диплом государственного образца всем кому угодно - только плати деньги за обучение. Система проста до безобразия: меньше учишься - больше платишь.

- Надо, чтобы изменилась позиция и Правительства, и всего нашего общества к проблеме высшей школы, иначе мы получим соответствующее образование, - заявила ректор СПбГУ Людмила Вербицкая.

Надо. Конечно, надо. Для того чтобы это сделать, нужно подготовить и соответствующую законодательную базу. Жорес Алферов подготовил дополнения к законам "Об образовании" , "О науке и государственной научно-технической политике". Они касаются разрешения академиям наук с государственным статусом "иметь в своем составе образовательные организации, осуществляющие деятельность в области среднего, высшего, дополнительного и послевузовского образования при наличии лицензии на ведение соответствующего вида деятельности". Нобелевский лауреат и депутат Государственный Думы собирается внести и в Налоговый кодекс дополнения, связанные с упорядочением имущественных вопросов благотворительных научных фондов.

- Мы несем ответственность за законы, которые принимаем, - отметил академик Алферов, подчеркнув при этом, что оценивать работу Государственной Думы по количеству принятых законов нельзя. В первую очередь нужно их качество. И, обращаясь к коллегам по думскому комитету, Нобелевский лауреат сказал:

- От того, как мы будем работать в Комитете Госдумы, зависит состояние науки и образования в стране.

Если работать так, как эти два дня заседания в Петербурге, результат будет! В пользу образования и науки, которые друг без друга существовать не должны.

* * *

По нынешним законам научная организация не имеет права предоставлять свою базу для образовательных целей. При желании можно обвинить лаборатории в нецелевом использовании средств.



©РАН 2024