Международный научно-технический центр (МНТЦ) – очень примечательная структура среди зарубежных организаций, занимающихся поддержкой науки и так называемой «технической помощью». Почему же Россия разорвала соглашение по МНТЦ? О возможных причинах говорит заведующая сектором экономики науки и инновационных процессов ИМЭМО РАН, доктор экономических наук Ирина Дежина.
Ирина Геннадьевна, каковы могли быть мотивы решения о свёртывании сотрудничества с МНТЦ?
— Вопрос о возможном прекращении работы фонда в России обсуждался уже несколько лет, однако что послужило главным аргументом для принятия окончательного решения о его закрытии, можно только догадываться. Например, это может быть устаревание миссии МНТЦ, который создавался для финансирования проектов по переориентации бывших учёных-оборонщиков на гражданские исследования. Прошло 18 лет, и задача в том виде, в каком она ставилась при организации МНТЦ, уже не актуальна. Что такое сейчас «бывшие учёные-оборонщики»? Те, кто работал по оборонной тематике в СССР? Таких уже мало осталось. Или те, кто продолжает заниматься оборонными исследованиями? Если это так, то тогда — почему «бывшие»? Одним словом, субъект поддержки уже не очень ясен.
Другой версией может быть изменение миссии и функций «Росатома», в «ведении» которого находился МНТЦ. «Росатом» — уже не ведомство, а государственная корпорация. Причём он будет и дальше реформироваться, согласно намеченному правительством графику. Иными словами, причиной может быть отсутствие ведомства, которое захотело бы стать преемником «Росатома» и курировать работу МНТЦ.
Третий вариант — МНТЦ действовал на основе протокола о временном применении соглашения. То есть фактически соглашение так никогда и не было ратифицировано. Это — в любом случае шаткое положение, которое могло привести к тому, что сейчас и получилось.
Мне кажется, та миссия, которая изначально была у МНТЦ, действительно потеряла актуальность: условия в стране изменились, перемены коснулись и финансирования науки, появились новые приоритеты — как научные, так и технологические. А МНТЦ, несмотря на некоторые изменения в своей программной деятельности, был в силу своего устава достаточно консервативной организацией.
Насколько значительна была деятельность МНТЦ, в чём заключались его особенности?
— МНТЦ — очень примечательная структура среди зарубежных и международных организаций, занимающихся поддержкой науки и так называемой «технической помощью». Во-первых, у МНТЦ была чёткая миссия по поддержке нераспространения ядерного оружия со всеми вытекающими отсюда приоритетами и формами поддержки. Во-вторых, удалось создать и наладить сложную систему, потому что в финансировании проектов участвовали разные страны, и поэтому были выработаны уникальные процедуры оценки проектов, их финансирования и мониторинга. В-третьих, суммарный объём финансирования, выделенного России, один из наиболее крупных за всю постсоветскую историю зарубежной помощи российской науке.
В 1990-е годы МНТЦ играл важную роль, поскольку финансировал крупные по тем временам и многолетние проекты в сфере науки, чего в целом по другим источникам было очень мало.
Какие иностранные грантовые фонды остаются действовать в России? Растут ли объёмы поддержки?
— На этот вопрос сложно ответить исчерпывающе, потому что таких организаций остаётся довольно много. При этом меняются программы, формы и масштабы поддержки, а также состав участников. Среди активно действующих организаций можно назвать CRDF, Фонд Макартуров, IREX, ACTR, программу Фулбрайт, US-Russia Fund (USRF). Кто-то уходит из России как, например, NWO, Фонд Форда, кто-то меняет состав программ, кто-то появляется и начинает новые программы (USRF). Фонды в большей мере ориентируются на сотрудничество, в том числе, по возможности, на паритетных началах, отходя от концепции «технической помощи», что в целом верно. Значительно полнее учитываются интересы и приоритеты российского правительства, поскольку софинансирование осуществляется преимущественно из бюджетных источников.
Если говорить об уровне зарубежного финансирования российской науки в целом — отдельных обобщающих сведений по зарубежным фондам нет, — то, согласно официальным статистическим данным, его значимость падает.
Пик был пройден в 1999 году, когда зарубежное финансирование составляло 16,9 процента внутренних расходов на исследования и разработки в России.
По данным за 2008 год, доля зарубежного финансирования упала до 5,9 процента. Это говорит не столько о сокращении абсолютных объёмов зарубежного финансирования, сколько о растущем более высокими темпами финансировании из других источников, и в первую очередь из федерального бюджета, удельный вес которого увеличивается.