АКАДЕМИЧЕСКАЯ НАУКА В РОССИИ: ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ПОДДЕРЖКА И ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

24.05.2012

Источник: Инвестиции в России, Леонид РАТКИН

Как же будет развиваться академическая наука в России в связи с новой структурой Правительства РФ?


 

В третьей декаде мая 2012 г в России произошло два события, определяющих развитие академической науки на ближайшие годы. Президент РФ В.В. Путин подписал ряд указов, определяющих структуру федеральных органов исполнительной власти. Днем позже В.В.Путин принял участие в ежегодном Общем собрании Российской академии наук (РАН) и выступил с обращением к участникам и гостям, в котором были изложены перспективы развития науки и затронута проблематика материально-технической базы, социальной инфраструктуры и финансирования инновационных разработок.

В новой структуре Правительства РФ, в частности, произошло прогнозировавшееся разделение Министерства здравоохранения и социального развития РФ на Министерство здравоохранения (Минздрав) РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ. Созданному Минздраву РФ, руководителем которого назначена д.м.н., член-корреспондент Российской академии медицинских наук (РАМН) В.И.Скворцова, передан комплекс функций, связанных как с проведением судебно-психиатрических и судебно-медицинских экспертиз, управлением госимуществом с области здравоохранения, оказанием высокотехнологичной медицинской помощи, так и медико-биологической оценкой воздействия на организм человека особо опасных факторов химической и физической природы, санитарно-эпидиомологическим благополучием населения, качеством и безопасностью услуг в сфере здравоохранения и обращения лекарственных средств, медико-санитарным обеспечением работников ряда отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медпомощью и медицинской реабилитацией.

Вопреки ожиданиям, не произошло разделения Министерства промышленности и торговли (Минпромторг) РФ на Министерство промышленности РФ и Министерство торговли РФ. Напомним, в предыдущей структуре Правительства РФ Минпромторг РФ был сформирован на базе Министерства промышленности и энергетики (Минпромэнерго) РФ путем выделения энергетических департаментов в Министерство энергетики и присоединения к блоку промышленных департаментов Минпромэнерго РФ части подведомственных Министерству экономического развития и торговли РФ структур, ведающих вопросами торгово-экономического обеспечения. Т.о., в новом Правительстве РФ сохраняется торговый вектор индустриального развития, что не может не отразиться на проблематике реализации ряда направлений во внешней, так и во внутренней политике, в частности, в инвестиционной сфере.

Также не были разделены по разным министерствам вопросы обеспечения образовательной и научной деятельности – Минобрнауки РФ будет по-прежнему функционировать как единый организм, вместе с тем являя порой неудачный пример синтеза искусственных решений при постоянно нарастающем числе сложных отраслевых задач. Насколько удачен этот синтез, покажет время, но одним из результатов деятельности Минобрнауки РФ в 2008-2012 гг явился запущенный опасный и болезненный процесс объединения не только научных школ, но и образовательных институтов. Тезис о том, что от объединения они становятся сильнее, не выдерживает критики – слишком сильным, прогнозируемым и оправданным сопротивлением и большими потерями он сопровождается, далеко не все от этого выигрывают, методики оценки преимуществ от реализации объединительной стратегии спорны, а результаты порой неутешительны. Ряд научных школ уже ликвидированы, на очереди – известные вузы. Науку и образование опять сталкивают на минном поле нерешенных внутриотраслевых проблем. Кто пострадает? – Опять ученые, преподаватели, учащиеся. Создается впечатление, что слаженной работе Минобрнауки РФ мешают внутренние противоречия, проистекающие из его названия. Если одним из направлений развития экономики России является восстановление и приумножение интеллектуального потенциала государства, то процесс объединения научных школ и вузов в той форме, в какой он сейчас реализуется, должен быть приостановлен, до проверки результатов заморожен, а ее итоги должны быть опубликованы в открытой печати.

Между тем, анализируя структуру нового состава Правительства РФ, можно выявить и ряд позитивных тенденций. Наконец завершилась полемика в открытой печати по Дальневосточной проблематике: Указом Президента РФ образовано Министерство РФ по развитию Дальнего Востока. В компетенции МинДальВосток РФ – контроль осуществления органами госвласти субъектов РФ переданных в соответствии с нормативно-правовой базой полномочий РФ, управление федеральным имуществом и координация деятельности по реализации госпрограмм и ФЦП, включая долгосрочные, предусмотренные Перечнем, утверждаемым Правительством РФ. Министром РФ по развитию Дальнего Востока – полномочным представителем Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе назначен академик В.И. Ишаев. Предыдущий этап научной и общественной деятельности Виктора Ивановича был связан с совершенствованием научной инфраструктуры Дальневосточного отделения (ДВО) РАН, что позволяет рассчитывать на укрепление и расширение связей организаций и предприятий, подведомственных и работающих под научно-методическим руководством РАН, с отраслевыми институтами России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Неудачи в реализации политики в сфере ЖКХ способствовали выделению в новой структуре Правительства РФ функций по оказанию госуслуг и управлению госимуществом в сфере строительства (в т.ч., градостроительства) и ЖКХ из Минрегионразвития РФ в подчиненное ему соответствующее федеральное агентство. Схожее разделение произошло в Минспорта, туризма и молодежной политики РФ: координацией деятельности по реализации приоритетных направлений госрегулирования туристической деятельности будет заниматься Министерство культуры РФ, а созданием условий по обеспечению здорового образа жизни, нравственного и патриотического воспитания молодежи и реализацией государственной молодежной политики – Минобрнауки РФ.

Как же будет развиваться академическая наука в России в связи с новой структурой Правительства РФ? Какие будут ее основные инновационные и инвестиционные приоритеты? Эти вопросы в числе других обсуждались на Общем собрании РАН, проходившем 22 мая в Москве. К участникам и гостям обратился Президент РФ В.В. Путин. По словам Президента РФ, в «период глобальной турбулентности» происходит формирование не только технологического уклада – помимо смены демографических и общественных тенденций наблюдается формирование новых геополитических центров. Востребованы разработки в сфере оборонного, экономического и научно-технологического прогнозирования. Подчеркивая ключевую роль РАН, В.В.Путин отметил в качестве основного условия глобального лидерства России и модернизационного прорыва формирование прочной основы в гуманитарных и естественных дисциплинах.

Поскольку в период с 2002 по 2011 год расходы федерального бюджета на гражданскую науку выросли на порядок (с 30 до 323 млрд.руб.), формулируется задача по повышению планки расходов на научные исследования и разработки, включая частное инвестирование до 1,8% ВВП. Каковы внутренние ресурсы для достижения поставленной цели? Это и улучшение инвестиционного климата, и дополнительные государственные гарантии, и совершенствование законодательной базы – все и не перечислить. Но на первом плане всегда должны быть задачи, связанные с модернизацией ОПК. Учитывая особый характер производств, нередкую закрытость тематик и конфиденциальность электронного документооборота, сложно ориентироваться на внешние заимствования при реализации инвестиционных проектов по модернизации оборонных производств. Но решение проблемы следует, в частности, искать в привлечении университетов и научных организаций к реализации инновационных программ с госучастием.

В.В.Путин упомянул позитивный опыт создания научных центров РАН, выполнявших, по сути, прямой заказ ОПК. Развитие науки и повышение обороноспособности государства рассматриваются как взаимодополняющие компоненты, вместе с социальной сферой являющиеся частями Единой системы подготовки высококалифицированных кадров.

С точки зрения продвижения научных разработок, у новой структуры Правительства РФ имеется налаженная координация в т.ч., и научной деятельности на различных этапах. Межотраслевое взаимодействие обеспечивается Премьер-министром Правительства РФ Д.А.Медведевым, Первым заместителем Правительства РФ И.И.Шуваловым и заместителями Председателя Правительства РФ В.Ю.Сурковым, Д.Н.Козаком, Д.О.Рогозиным, А.В.Дворковичем, О.Ю.Голодец и А.Г.Хлопониным, полпредом Президента РФ в Северо–Кавказском федеральном округе. Отраслевые тренды отслеживаются министрами. Определенное удивление вызывает назначение на пост Министра РФ М.А.Абызова, с возложением на него функций по организации работы Правительственной Комиссии по координации деятельности открытого Правительства, но и это можно считать определенной управленческой инновацией, результат от внедрения которой можно будет оценить в будущем.

В выступлении на Общем собрании РАН 22 мая Президент РФ В.В.Путин обратил внимание на сопоставимость уровня совокупных доходов ведущих ученых с условиями, предлагаемыми в лучших университетских и мировых исследовательских центрах. Для решения жилищной проблемы сотрудников РАН, в т.ч., молодых ученых, в рамках ФЦП «Жилище» до 2015 г выделено 6 млрд.руб. Президент РФ положительно оценил совместный проект РАН и Фонда содействия развитию жилищного строительства для сотрудников РАН на участках в федеральной собственности. Благодаря внедренным инновациям удалось снизить стоимость 1 кв.м как минимум на 20%. В ходе реализации пилотной программы в Сибирском отделении РАН порядка 400 семей молодых ученых получат жилье.

На Общем собрании с докладом о важнейших научных достижениях РАН в 2011 году в области естественных, технических, общественных и гуманитарных наук выступил Президент РАН академик Ю.С.Осипов. Была представлена лишь малая часть материалов из шестисотстраничного отчета, но и она свидетельствует о высочайшем уровне проведенных научных исследований и инновационном характере разработок.

Аналогичный доклад о научно-организационной работе Президиума РАН в 2011 году был представлен главным ученым секретарем РАН академиком В.В.Костюком. В частности, Академия приняла активное участие в подготовке Стратегии инновационного развития России до 2020 года, Основ государственной политики в сфере обеспечения ядерной и радиационной безопасности РФ на период до 2025 года, Основ политики в сфере науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу и Основ государственной политики РФ в области военно-морской деятельности на период до 2020 года. В формирующейся системе организации фундаментальных научных исследований в Российской Федерации следует отметить Государственную программу РФ «Развитие науки и технологий» (поручение Правительства РФ, срок – 2013 год), Единую программу фундаментальных исследований в Российской Федерации (Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г, срок – декабрь 2012 г) и Программу фундаментальных научных исследований государственных академий наук (Поручение Правительства РФ, срок – сентябрь 2012 г). Также рассматривается проект концепции Единой программы фундаментальных исследований Российской Федерации.

В рамках реформирования структуры были созданы: Социологическая ассоциация России, Управление внутреннего финансового контроля РАН, научно-технический совет ОАО «ФСК ЕЭС» и РАН, Отделение физиологии и фундаментальной медицины РАН, Комиссия Президиума РАН по правомерному, целевому и эффективному использованию финансовых ресурсов РАН, Отдел многостороннего научного сотрудничества РАН и Центр ситуационного анализа РАН. В рамках развития интеграционных процессов науки, образования и молодежной политики проведена экспертиза порядка 850 учебников, организован конкурс научных работ молодых ученых и студентов на соискание медалей РАН (72 лауреата из 576 участников). Функционирует порядка 300 научно-образовательных центров и около 400 базовых кафедр в институтах РАН совместно с ведущими вузами.

Вместе с тем, недостаток средств, в т.ч., инвестиционных, не позволил в полном объеме реализовать программу закупки современного уникального научного оборудования и приборов (УНОП). В 2011 году для РАН всего было поставлено 252 единицы УНОП, из них Дальневосточному отделению РАН – 12, Сибирскому отделению – 20, Уральскому отделению – 78, Центральной части – 142 единицы. В рамках экспозиционной деятельности РАН в 2011 году из 76 выставок только 60 были внутрироссийскими, зарубежными – 16. Было заключено 1412 соглашений по совместным работам и подписано 168 договоров на разработку новых технологий. По итогам выставочной деятельности получено свыше 30 предложений по инвестированию наукоемких разработок, порядка 80 – по внедрению в производство и около 240 – по приобретению.

Повышению инвестиционной активности РАН в 2011 году способствовало развитие международных научных связей в рамках 5 межправительственных и 115 межакадемических соглашений с академиями 57 стран. Со странами СНГ и Балтии подписано 16 межакадемических соглашений и реализуется порядка 10 межправительственных программ. Особо следует отметить работу РАН в рамках Комитета «Наука ради мира и безопасности» Совета «Россия – НАТО», ЮНЕСКО, ежегодные встречи представителей Академий наук стран «G8+» и роль Седьмой Рамочной программы научных исследований и технологического развития Европейского союза на 2007 – 2013 гг. Например, в апреле 2011 г был организован и проведен семинар «Сопоставительный анализ воздействия технологического и интеллектуального терроризма на сложные технические системы» (Научная программа Комитета «Наука ради мира и безопасности» Совета «Россия – НАТО»), а в октябре 2011 года состоялась встреча делегаций Комитетов РАН и Национальной академии наук (НАН) США по проблемам международной безопасности и контроля над вооружениями.

Повышению инновационной и инвестиционной активности способствовала организация в 2011 году совместных с РАН научных структур во Франции, Узбекистане, Польше, КНР, ФРГ, Республике Беларусь, Украине, Таджикистане, Киргизии, Индии и Вьетнаме. Ученые РАН приняли участие в 30 крупных международных мероприятиях в 2011 году. Помимо Международного года химии по решению 63 Генеральной ассамблеи ООН (январь, Париж) и Тридцатой Генеральной ассамблеи Международного совета по науке (сентябрь, Рим), следует отметить состоявшиеся в июле 38-е заседание Комитета по исследованию космического пространства – КОСПАР (ФРГ, Бремен), 25-ю Генеральную ассамблею Международного геодезического и геофизического союза (Австралия, Мельбурн) и 22-ю Генеральную ассамблею и конгресс Международного союза кристаллографов (также ФРГ, Бремен). Обсуждение перспектив инновационного и инвестиционного сотрудничества состоялось в рамках Совместного заседания Президиумов РАН и Президиума НАН Украины.

С информацией об основных направлениях научной деятельности РАН и о выполнении поручений Президента РФ по обеспечению жильем сотрудников РАН в 2011 году на Общем собрании РАН 22 мая 2012 г выступил вице-президент РАН С.М.Алдошин. В частности, при реализации ФЦП «Жилище» на 2011-2015 гг завершено строительство 90, и приобретены на аукционах 239 квартир. Предоставлены субсидии для приобретения 209 квартир молодым ученым. Из казны Распоряжением Правительства переданы 150 квартир, по итогам завершения инвестиционных контрактов для молодых ученых научных учреждений г. Москвы выделено 240 квартир. Тем не менее, помимо уже реализованных возможностей для улучшения жилищных условий для порядка 930 семей, изыскиваются дополнительные ресурсы для повышения инвестиционной активности. В частности, пилотный проект по созданию ЖСК уже реализуется в Новосибирском Академгородке. Более подробно об этом повествовалось в докладе вице-президента РАН, председателя Сибирского отделения (СО) РАН академика А.Л.Асеева по основным достижениям и направлениям развития СО РАН.

Выступление президента вице-президента РАН академика Г.А.Месяца было посвящено проблемам развития региональной науки. В докладе вице-президента РАН академика В.В.Козлова рассматривались различные аспекты совершенствования молодежной политики в РАН.

Также состоялись выступления Лауреатов Большой золотой медали РА имени М.В. Ломоносова 2011 года академика В.А.Тартаковского и профессора Роалда Хоффмана по современным разработкам в сфере химии. В частности, Владимиром Александровичем были представлены новые стратегии применения нитросоединений в органическом синтезе и современные принципы конструирования стабильных азотнокислых систем, а также проанализированы инновационные технологии нитрирования в среде диоксида углерода для различного вида систем.

Выводы:

1. Российская академия наук (РАН) является одним из старейших академических учреждений в России. Взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти РФ и РАН, в частности, способствует повышению инновационного потенциала отечественной экономики и промышленности, развивает международную кооперацию и укрепляет обороноспособность государства.

2. К старейшим академическим структурам в России и за рубежом, как показывает практика, неприменимы методики оценки, используемые при анализе функционирования крупных корпораций и общественных институтов. Навязывание данных методик, в т.ч., способствует ухудшению инвестиционного климата, сужению сферы инновационной активности и бегству капитала за рубеж, что, в частности, и наблюдается в России.

3. Целесообразна организация комплексной проверки результатов деятельности Минобрнауки РФ по объединению научных школ и образовательных институтов. Необходимо проведение Парламентских слушаний и заседаний в Общественной палате РФ по вопросам оценки результатов интеграционных процессов в образовательной и научной сфере.

В день выступления Президента РФ В.В.Путина на Общем собрании РАН 22 мая 2012 г Премьер-министр Правительства РФ Д.А.Медведев подписал директиву совету директоров ОАО «НК «Роснефть» о назначении экс-вице-премьера И.А.Сечина Председателем правления компании. Руководство ее исполнительным органом накладывает дополнительные ограничения, поскольку она является одним из бюджетообразующих предприятий с мощным инвестиционным потенциалом. На майском (2012) саммите глав государств «G8» в США Премьер-министр РФ Д.А.Медведев обсуждал перспективные проекты, в частности, с иностранными инвесторами. Поскольку формирование внутренних цен на топливо для обеспечения внутреннего рынка нефтепродуктами по максимально стабильным ценам относится к числу первоочередных задач в российской экономике, особенности формирования и функционирования энергетического рынка в России будут рассмотрены в следующей публикации.



©РАН 2024