Академик Титаренко: Параллели, проведенные жизнью

16.06.2010

Источник: Российская Федерация сегодня, Михаил ТИТАРЕНКО, директор Института Дальнего Востока РАН



Хотя и существует известное изречение о том, что уроки истории существуют для того, чтобы их игнорировать, к Китаю это не относится

У Китая очень глубокое историческое самосознание и глубокое уважение к собственной истории и почитание национальных традиций. Любое принципиальное государственное решение принимается, во-первых, не спеша. Во-вторых, с осмыслением исторических прецедентов и опыта прежних поколений. Для внешнего наблюдателя эти решения, вернее, их оформление очень часто кажется чем-то странным и экзотическим по своим формулировкам и т. д. Но эта видимая экзотичность означает, что решение принято с учетом исторического опыта. И при этом оно понятно каждому китайцу, так как написано на языке, который доступен любому, выражен словами и формулами, доступными пониманию даже неграмотного человека, но имеющего общие представления об истории своей страны.

Самое любопытное, что первый серьезный контакт между Россией и Китаем произошел именно во времена правления двух великих императоров: Канси в Китае и Петра I в России. Первоначально это произошло в драматической ситуации после того, как русские казаки захватили расположенную на берегу Амура крепость Албазин, которая по-китайски называлась Якса, и стали эти места осваивать. Маньчжурам (а тогда Китаем правили они) это, конечно, не понравилось, и они решили русских выдворить. Несколько попыток сделать это силой не увенчались успехом. Русские упорно оборонялись. Тогда в 1684 году император Канси послал большую армию под руководством одного из самых талантливых полководцев и осадил крепость. Казаки защищали ее героически. Начался голод, вспыхнули пожары. Короче говоря, когда китайцы все же взяли город, в живых осталось всего несколько десятков его защитников. Когда же императору доложил и о их героизме, он был в таком восхищении, что дальнейшее напоминает оперу А. Бородина "Князь Игорь". "Вы не пленники мои, вы моя гвардия", - заявил Канси. И всех записал в свою личную охрану. Их предводителям он дал высокие военные чины, им подобрали жен-китаянок, наделили землей.

Вместе с ними в Пекине оказался дьякон сгоревшей в Албазине русской православной церкви. Что сделал император? Проявив опять-таки и мудрость, и характерную для Китая веротерпимость, он предоставил в распоряжение русских маньчжурскую кумирню, которую они превратили в православный храм. Это произошло в 1685 году. Так было положено начало прямым российско-китайским отношениям.

Дьякон, однако, вскоре умер. Казаки остались без окормления, о чем заявили императору. Учтя их пожелание, он пишет Петру I, что будет рад принять духовных лиц из России, которые бы окормляли русских казаков из его личной гвардии, а также немногих тогда российских купцов в Поднебесной. Кроме того, он просил подобрать лиц духовного звания. Петр I принял предложение Канси и поручил подобрать не только лиц духовного звания, но и "непрестарелых монахов для обучения их китайскому и маньчжурскому языкам". И вот Китай, будучи страной закрытой, торжественно встречает российских посланцев, проделавших долгий путь из Петербурга, Москвы, Киева и Тобольска. Главу русской миссии приняли на государственную службу, а остальные ее члены были взяты императорским двором на содержание. Состав миссии обновлялся каждые десять лет.

При императорской канцелярии была создана русская школа, и первыми ее преподавателями были батюшки, которые прибыли с первой миссией. Один из первых выдающихся учителей русского языка в этой школе был монах второй миссии И. Рассохин, человек исключительно одаренный, который после возвращения в Россию создал в Петербурге первую школу китайского языка при Императорской академии наук.

Он же первый перевел на русский язык конфуцианский кодекс нравственности - Троесловие. После чего один из немцев-академиков, владевший русским языком, перевел этот труд на немецкий. Так через Россию Европа впервые познакомилась с конфуцианским трактатом. И вообще русские подвижники духовной миссии очень много сделали для ознакомления России и европейцев с китайской культурой.

Первым членом российской Императорской академии наук - китаистом -был воспитанник и руководитель девятой духовной миссии в Китае Иоакинф, в миру Никита Яковлевич Бичурин. Он был влюблен в Китай и написал массу трудов, которые достойны изучения и сегодня. По своему уровню они на десятилетия обогнали европейское китаеведение и переведены на ряд иностранных языков. Н. Бичурин состоял в очень близких отношениях с Пушкиным, который, кстати сказать, очень хотел поехать в Китай, но был, как известно, "невыездным". Тем не менее в "Евгении Онегине" есть несколько "китайских" штрихов, а Одоевский написал "Утопию", в которой Китай выведен страной будущего! И это в то время, когда Китай считался символом застоя.

Всего за 250 лет в Китае было 20 русских миссий. Каждая из них исполняла, по сути, функции дипломатические. И эти российские миссии долгое время являлись единственным каналом общения Китая со всем остальным миром, и только после Опиумных войн в Китае появились иностранные посольства других стран. В ходе тех войн Китай был сломлен, поставлен на колени и стал превращаться в полуколониальную державу. Страну, утратившую величие, империалистические хищники принялись рвать буквально на куски. 17 апреля 1895 года Россия и Китай заключили тайный договор, целью которого было предотвратить японскую агрессию против Китая.

Если же вернуться к тому, что сделали русские духовные миссии, то это прежде всего подготовка кадров для общения двух стран, первая грамматика китайского языка для русских, первый русско-китайский словарь и китайско-русские словари.

В миссии располагался самый современный метеоцентр, и его сообщения о состоянии солнца, роз ветров и т. д. были главными показателями, на основе которых строились прогнозы погоды для всех стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Благодаря миссии российские врачи смогли впервые познакомиться с китайской медициной.

С другой стороны, миссия многое сделала, чтобы познакомить образованную часть китайского общества с русской культурой. Руководители миссии часто приглашались в качестве советников китайских императоров. Благодаря сотрудникам миссии происходило духовное окормление всех русских, пребывавших в Китае, построены и освящены православные храмы в Пекине, Тяньцзине, Харбине, Дальнем, Ханькоу, Шанхае, на китайский язык были переведены Библия, Евангелие, многие жития Святых и культовые книги.

Много изменений, конечно, принесла Вторая мировая война и великая наша Победа. Что касается русских в Китае, то на их сознание и идентичность оказал разгром Красной армией самой мощной военной японской группировки - Квантунской армии. Часть русской диаспоры после образования КНР вернулась в Россию, остальные выходцы из нашей страны уехали в Австралию, США, Канаду, Израиль.

В пятидесятые годы, когда писалась конституция КНР, китайцы в ее проекте отметили, что в стране в соответствии с тысячелетними традициями сосуществуют разные религии. Но, как говорят китайские ученые, советские консультанты не поддержали упоминания православия в тексте Конституции. В результате колоссальное культурное наследие, созданное подвижничеством двадцати русских православных миссий, оказалось на обочине. Это трагическое явление стало результатом разнузданной богоборческой кампании Н. Хрущева в 50-е годы.

Когда я впервые поехал в Китай в 1957 году, от богатейшей библиотеки миссии уже ничего не осталось. Уникальнейший китайско-русский словарь, подготовленный под руководством Палладия (Кафарова) и изданный в миссии в 1909 году, я купил по случаю на развале в Дунаньшичане. А сколько ценностей исчезло бесследно!

Сегодня положение постепенно исправляется. Создана Китайская автокефальная православная церковь. Русская православная церковь оказывает ей помощь. В частности, изучается вопрос о подготовке священнослужителей для Китая. Недавно в честь Дня Победы наши священники совершили в православных храмах Китая торжественные богослужения в Пекине, Шанхае, Харбине.

Если же говорить о взаимоотношениях в остальных сферах, то основу им положила совместная российско-китайская декларация 1996 года. Это документ исключительной важности, так как, подписав его, обе стороны перешли от простой нормализации отношений к отношениям стратегического партнерства. По сути, это был единственный успех российской внешней политики тех лет, но он имел прорывное значение, так как по контрасту с рядом западных политиков, да и иных "наших", китайское руководство подчеркнуло, что считает великими наш народ, нашу культуру и историю, и выразило уверенность, что, несмотря на временные трудности, у России великое будущее.

Признание постсоветской России равноправным партнером с КНР позволило ей сохранить статус великой державы. Ну а как складывается партнерство? Приведу лишь две цифры. Китайские инвестиции в экономику США составляют сегодня полтора триллиона долларов. В российскую - меньше миллиарда. Китайский премьер заявил о готовности кредитовать развитие торговли между КНР и Россией в сумме 12 миллиардов долларов. Но с российской стороны что-то не видно желающих получить и пустить в дело эти кредиты. Почему? Боимся, что соседи нас "поглотят"? А в итоге вот что получается. Подписан двухсторонний документ о сочетании наших и китайских планов развития Дальнего Востока. В нем, в частности, выражена готовность китайской стороны использовать российские технологии и опыт для реконструкции предприятий, построенных Советским Союзом еще в пятидесятые годы. Казалось бы, для нас здесь прямая выгода. Но заинтересованного отношения к этим проектам с нашей стороны пока не видно.

Китайцам для их ускоренного развития остро не хватает нефти. Мы же крупнейший ее экспортер. Но вот что странно: экспортировать 260 млн тонн нефти на Запад считается делом нормальным и выгодным. Поставка же 15 млн тонн в Китай расценивается как знак недопустимой сырьевой зависимости!

Не так давно мне довелось проехать вдоль китайско-российской границы и посмотреть каналы, по которым осуществляются торговые контакты между нашими странами. Впечатление самое безрадостное. Бывшая КВЖД сегодня остается на том же техническом уровне, как во время ее сооружения: одна колея, тяга в лучшем случае тепловозная. Чтобы пропустить один состав, на станциях скапливаются десятки других, ждущих своей очереди. С китайской стороны к нашей пограничной станции проложено три пути, с российской стороны сто двадцать километров проложить до сих пор некому. Эшелоны с китайской стороны подолгу простаивают в ожидании, когда мы их переведем на нашу колею.

В начале девяностых Правительство РФ решило построить в районе Благовещенска мост через Амур. Но каким-то образом это не совпало с интересами тогдашнего губернатора Амурской области. И - нет моста. И ни одной приличной дороги нет с нашей стороны до китайской границы. Почему? Нам говорят, что в этом случае китайцы всей массой хлынут к нам. И уже нахлынули! В московской прессе можно прочитать о четырех, даже пяти миллионах мигрантов из Китая. Между тем на деле их на Дальнем Востоке осело пятнадцать тысяч. Наблюдается иное: не китайцы к нам, а наши люди по пятницам (а то и в четверг вечером) из пограничных городов: Читы, Забайкальска, Благовещенска и др. устремляются в Китай за покупками, для отдыха и оздоровления. Они видят современнейшие города из стекла и стали, великолепный сервис и дороги, то есть именно то, чего так остро не хватает большинству наших жителей Забайкалья и Дальнего Востока.

Дороги - тема вообще особая. Нашу дорогу от Читы до Хабаровска пускали, по-моему, уже трижды. У соседей же дорожное строительство стало одним из магистральных путей модернизации страны. Побывав в КНР, британский министр транспорта заявил, что в английском языке нет слов, чтобы выразить высшую оценку китайских дорог. В сравнении с ними знаменитые немецкие автобаны и американские хайвеи - вчерашний день.

Громадное впечатление производит уровень развития железнодорожного транспорта. Всего одна цифра: средняя скорость поездов в Китае 160 километров в час. Но все большее распространение получают поезда со скоростью 400 километров в час на специальных скоростных дорогах, которые скоро свяжут Пекин со всеми провинциальными центрами.

У нас много сказано и написано о развитии Дальнего Востока. Но наши планы и программы на этот счет грешат декларативностью. Взять Удокан - уникальнейшее месторождение угля, золота, урана и практически всех ископаемых, нужных и нам, и китайцам. В программе читаем: приступить к разработке Удоканского месторождения цветных металлов. Когда? С чего начинать, если на Удокан можно добраться лишь на вертолете и нет даже элементарных условий для жизни. Во что обойдется их создание? Когда окупится и какую прибыль будет приносить добыча? Какие технологии будут применены? Китайцы - люди очень практичные. Прежде чем принять какое-то предложение, проект, они непременно узнают все подробности, взвесят все за и против, оставляемые нашими стратегами, что называется, на потом.

По абсолютным показателям производства многих важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции Китай вышел на передовые позиции в мире. Он стал всемирной фабрикой производства ширпотреба. Страна, располагающая всего 7 процентами пашни на планете, дает 20 процентов зерновых, лидирует по производству хлопка, шелка-сырца, масличных культур, мяса, молока, яиц. Улучшилось качество жизни. КНР вошла в группу стран с высокими показателями по ожидаемой продолжительности жизни - свыше 76 лет. По сути дела, Китай возвращает себе сегодня место одной из самых процветающих стран мира, которое он занимал до эпохи колониализма. Нынешнее руководство КПК и КНР прилагает огромные усилия, чтобы придать облику китайского социализма и перспективам его построения к концу XXI века привлекательный и притягательный облик.

Но я вернусь к нашим страхам перед "экспансией" со стороны соседей. Читинский губернатор привлек китайцев -и те быстро привели в порядок дороги и улицы областного центра. А когда дойдет очередь до районов? Трудный вопрос, потому что местные ударники капиталистического труда начинают выступать с позиций как бы патриотических: в России и так безработица, а мы еще иноземцев привлекаем. Но сами работать с тем же качеством, как иноземцы, не могут и не хотят. А ведь мы когда-то, в пятидесятые годы, именовались "старшим братом", служили примером для многих.

Убедившись в полной профнепригодности руководителей из "демократов", избиратели Пограничного района Приморского края избрали главой районной администрации бывшего первого секретаря райкома партии. Он мне показывал поля, где выращивают сою наши крестьяне и китайские. Если наши соберут урожай в б центнеров с гектара, это, считайте, отличный результат. У китайцев же, взявших землю в аренду, урожай в пять-шесть раз выше. Весной приезжают на сев, живут в палатках. Осенью опять приезжают - на уборку. Сдают урожай, получают расчет и снова уезжают до весны. Земля возделана - любо посмотреть. А соя стала для района главной статьей его экономики. Вот, собственно говоря, и вся "экспансия".

Ну а в селах, где "экспансии" нет, уже почти нет и русского населения. В большинстве домов окна заколочены. Как вернуть жизнь? А наймите китайцев, они вам отремонтируют дома, проведут свет, воду, тепло, восстановят фермы, школы, больницы, создадут современные условия. И если в Центральной России нет возможности принять, разместить, обеспечить работой и всем необходимым россиян, приезжающих из бывших союзных республик, то надо открыть для них Дальний Восток. Дать объявления: в поселок такой-то, расположенный там-то, требуются люди таких-то специальностей или готовые освоить такие-то виды деятельности. Гарантированы дом с удобствами, бесплатный проезд с семьей и багажом до места проживания, подъемные, ссуды на льготных условиях. Ведь все это мы, как говорится, проходили и при Столыпине, и позже, в конце тридцатых, да помешала война. Сотрудниками нашего института подготовлен ряд разработок по этой проблематике, только вот знакомятся ли с ними те, кому мы свои труды адресуем? И в ответственнейшие поездки в тот же Китай приглашают не ученых-китаеведов, а бизнесменов, для которых такие поездки - своего рода развлечение.

Все это достойно сожаления и переоценок. Но главное - это умонастроения общества, точнее, его политической элиты, в значительной степени утратившей чувство национальной идентичности и исторической памяти, в отличие от нас, весьма глубокое у китайцев. Хотим в Европу и чтобы в Европе нас воспринимали как европейцев? Но там этого упорно не хотят, а к нам относятся чисто потребительски.

Пора понять - да, географически мы часть Европы, но не Европа, а Россия, две трети которой расположены в Азии. И главные природные ресурсы там же. Без них, без Сибири и Дальнего Востока мы не Россия, а в лучшем случае Московия или даже несколько государств третьего разбора. Таких нас Европа, возможно, и примет. Даже генерал Де Голль готов был рассматривать Россию как часть Европы лишь до Урала.

Но спросим себя: а рвутся ли в Европу татары, второй по численности народ России, башкиры, чуваши, буряты, якуты и другие народы нашей Федерации?

Цзян Цзэминь однажды заметил: "Развитые государства Запада... пытаются посредством экономической глобализации осуществить объединение всей Поднебесной под управлением капитализма". Нам в России, можно сказать, больше "повезло" с капитализмом. Но жизнь провела такие параллели между нами и великим Китаем, которые перечеркнуть невозможно.



Подразделы

Объявления

©РАН 2024