http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=80272619-866a-4937-a851-8b83bed4973f&print=1© 2024 Российская академия наук
В апреле 2012 года отмечается пятилетие исторического Президентского послания В.В. Путина, в котором, в частности, была четко обозначена необходимость создания эффективной системы нанотехнологических исследований и разработок. Три отечественных отраслевых события, происшедших в марте 2012 года, позволили по-новому оценить ситуацию, складывающуюся с развитием инвестиционной наноиндустриальной политики в России.
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года отмечалась важность развития технологий, основанных на атомном и молекулярном конструировании. Напомним, в Поручении Президента РФ от 24 апреля 2007 № Пр-688 определялись главные приоритеты и организационно-правовые механизмы создания наноиндустриальной инфраструктуры. Выделенные государством значительные средства на материально-техническое, кадровое и организационное обеспечение соответствующих работ были переданы в управление созданной в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2007 № 139-ФЗ Государственной корпорации (ГК) «РОСНАНО», зарегистрированной 19 сентября 2007 г. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 2287-р ГК «Российская корпорация нанотехнологий» была реорганизована в ОАО «РОСНАНО», зарегистрированное 11 марта 2011 г.
На состоявшейся в Москве в первой декаде марта 2012 г пресс-конференции Директор департамента научно-технической экспертизы, член Правления ОАО «РОСНАНО» С.В. Калюжный представил первые итоги пятилетней деятельности корпорации. Согласно официально представленным данным, с апреля 2008 г по февраль 2012 г на рассмотрение в РОСНАНО поступило 2321 заявок/проектов, из них одобрение Научно-технического совета (НТС) при Совете Директоров получили всего 279, одобрение Совета Директоров и Правления получили 144, а профинансировано всего 90. Рассмотрим последние две цифры подробнее.
Из 90 профинансированных заявок и проектов инвестиционные проекты составляют 79, фонды венчурных инвестиций (ФВИ) – 6, наноцентры – 5. Соответственно, по состоянию на 5 марта с.г. общий бюджет в 395,7 млрд. рублей распределился между ними следующим образом: инвестпроектам досталось 326,6 млрд. рублей, ФВИ – 54,9 млрд. рублей, наноцентрам 14,1 млрд. рублей. Доля РОСНАНО в 90 проектах составляет 177,1 млрд. рублей (пока профинансировано 102,1 млрд. рублей), при этом на 79 инвестпроектов выделено 129,5 млрд. рублей (профинансировано 89,4 млрд. рублей), на 6 ФВИ – 41,0 млрд. рублей (профинансировано 10,5 млрд. рублей), и на 5 наноцентров – 6,6 млрд. рублей (профинансировано 2,2 млрд. рублей).
По состоянию на 5 марта 2012 г картина по одобренным к финансированию проектам и заявкам такова: из общего количества 144 инвестиционные проекты занимают 122, ФВИ – 12, наноцентры – 10. Бюджет в 566,7 млрд. рублей с долей РОСНАНО в 238,6 млрд. рублей между ними распределен также неравномерно: инвестпроекты бюджетированы на 453,1 млрд. рублей (доля РОСНАНО – 170,7 млрд. рублей), ФВИ – на 89,8 млрд. рублей (доля РОСНАНО – 56,1 млрд. рублей), наноцентры – на 23,8 млрд. рублей (доля РОСНАНО – 11,8 млрд. рублей).
При анализе приведенных цифр можно выявить ряд интересных тенденций. Обратим внимание на прохождение этапов: в среднем (обобщенно) одобрение НТС при Совете Директоров получает каждый девятый проект, в то время как «добро» Совета Директоров и Правления дается почти половине проектов, а финансирование из одобренных – у 62,5% проектов. Еще: если количество готовых к финансированию ФВИ и наноцентров ровно в 2 раза превышают количество уже финансируемых, то с инвестиционными проектами наблюдается ситуация т.н. «торможения»: приемные комиссии стали строже и предъявляют повышенные требования к качеству проработки материалов инвестпроектов. Что можно ожидать при таком подходе? Увеличение количества проектов, ужесточение отбора, и конечно, дополнительный отсев. Но оптимальна ли работа этой системы?
Профинансированные 79 проектов представляют 6 основных направлений: «медицина и фармацевтика» (хирургия, терапия, клиническая диагностика и молекулярная диагностика – 16 проектов), энергоэффективность (сохранение энергии с помощью суперпроводников и светодиодного освещения, источники тока, термоэлектрические модули и фотовольтаика – 7 проектов), оптика и электроника (акустооптика, кремниевая и некремниевая электроника, инфракрасные компоненты и системы, волоконные лазеры – 14 проектов), нанотехнологическое оборудование и услуги (9 проектов), наноматериалы (композитные и функциональны наноматериалы и продукты на их основе – 22 проекта), модификация поверхности (физические и химические методы – 11 проектов). Следует отметить, что этот список основных направлений развития наноиндустрии РФ полностью не охватывает и его желательно расширить за счет увеличения количества принятых к финансированию инвестиционных проектов.
Интересна география расположения новых заводов, запущенных РОСНАНО в 2010-2011 годах: большинство их находится в Центральной части России. Из 16 новых заводов 4 расположены в Санкт–Петербурге, 3 – в Москве и Московской области, 2 – в Нижнем Новгороде, а остальные 7 по одному «разбросаны» по разным российским городам: г. Новомосковск Тульской области, г. Рыбинск Ярославской области, Екатеринбург, Ижевск, Новосибирск, Казань и Уфа. Вглядываясь в пока еще достаточно пустую карту расположения новых российских нанотехнологических предприятий, можно задуматься о том, насколько еще не востребован потенциал отечественной науки. Как долго еще предстоит ждать, чтобы восстановить то, что было разрушено по причине отсутствия или недостатка финансирования в последнее десятилетие прошлого века? По стечению обстоятельств, нередко заводы возникают в тех местах, где еще не до конца разрушена инфраструктура предыдущих предприятий, которые производили аналогичную продукцию, но были обанкрочены, перепрофилированы и проданы новыми хозяевами третьи лицам. И если столько времени, сил и средств потрачено на восстановление, стоило ли их ликвидировать?
Помимо приведенных примеров проектов РОСНАНО на мартовской пресс-конференции, С.В. Калюжным были представлены основные стратегические показатели деятельности ОАО «РОСНАНО» до 2015 г, подчеркивающие превышение значений фактических данных над расчетными стратегическими по объему капиталовложений в инвестиционные, инфраструктурные и образовательные проекты. Были озвучены основные стратегические показатели деятельности ОАО «РОСНАНО» до 2015 года. Намерения ОАО запустить ряд проектов в 2012 г были подкреплены богатым иллюстративным материалом, представленном в докладе.
Но во вторую декаду марта с.г. состоялось очередное заседание Совета Директоров РОСНАНО, и на втором отраслевом событии было принято решение о прекращении полномочий Комитета по инвестиционной политике при Совете директоров РОСНАНО. Вместе с этим было объявлено о создании Комитета по стратегии. Положение о новом консультативном органе было утверждено решением Совета директоров РОСНАНО. Странное решение по Комитету по инвестиционной политике вызвало далеко неоднозначную реакцию в среде представителей профессионального и экспертного сообщества. Достаточно беглым взглядом оценить названия и заголовки статей многих изданий середины марта, чтобы понять – происходящие изменения в РОСНАНО непонятны, первопричины их неясны, а последствия – непредсказуемы.
По мнению ряда экспертов, прекращение полномочий Комитета по инвестиционной политике при Совете Директоров РОСНАНО может негативно сказаться на инновационном статусе развития компании. Предприятие изначально позиционировалось как креативное, и капиталоемкости проектов, как и наукоемкости разработок, уделялось немаловажное внимание. Если рабочим ядром стратегического комитета становился Комитет инвестиционный, это, в частности, автоматически увеличивает объем полномочий, время решения текущих вопросов, и изменение ряда внутрикорпоративных регламентов. Пока что к компетенции нового Комитета планируется отнести, в т.ч., вопросы, связанные с предварительным рассмотрением и подготовкой рекомендаций в отношении инвестиционных проектов, основные параметры сделок по которым утверждаются Советом директоров. Также в сфере компетенции нового Совета – Положение о порядке и условиях финансирования инвестиционных проектов и Стратегия деятельности РОСНАНО.
Но прекращение полномочий Комитета по инвестиционной политике при Совете Директоров РОСНАНО – это только часть второго отраслевого события. В тот же день на заседании Совета директоров была заслушана информация о закрытии 13 инвестиционных проектов. Ранее они были утверждены к инвестированию наблюдательным советом РОСНАНО, но не были профинансированы ОАО. Среди основных причин для закрытия проектов можно отметить отказ заявителей от совместной реализации проектов, в частности, по причине отзыва заявок, поданных в компанию, несогласия с обязательными требованиями РОСНАНО к финансированию проектов, ухудшения финансового положения заявителя; а также отказ или невыполнение заявителями и/или соинвесторами принятых на себя обязательств по реализации проектов.
Полагая, что научной общественности будет интересно узнать о том, реализация каких инвестиционных проектов остановлена, приведем их краткий перечень:
1. организация производства нанолекарств на основе фосфолипидной транспортной системы;
2. производство нанопрепаратов для диагностики и лечения злокачественных новообразований;
3. производство медицинских покрытий для ран и ожогов «ЛОКУС» с наноразмерными частицами;
4. создание производства наноструктурированных сверхпроводников и изделий на их основе;
5. создание на территории РФ нового производства АБС-пластиков с применением наночастиц мощностью 80 000 тонн в год;
6. создание производства изделий микросистемотехники на принципах акустонаноэлектроники и гемосорбционной наноэлектроники;
7. создание крупномасштабного производства оборудования для осаждения модифицирующих покрытий нанометровой толщины на материалы и изделия с помощью плазмы магнетронного разряда и пучков заряженных частиц на базе существующего мелкосерийного производства;
8. создание промышленного производства тонеров, фоторецепторов и картриджей для лазерных принтеров, копировально-множительной техники и полиграфии с использованием функциональных наноразмерных добавок и фотопроводников в нанодисперсной форме на базе существующего производства электрофотографических материалов;
9. расширение и модернизация производства двустворчатых механических искусственных клапанов сердца и разработка, производство и продвижение на рынок инновационного трехстворчатого механического искусственного клапана сердца;
10. создание центра сертификации нанотехнологий на базе биомедицинского научно-исследовательского центра по организации и проведению доклинических исследований;
11. производство нанокристаллических и ультрадисперсных порошков рения и попутно извлекаемых металлов из техногенного сырья;
12. организация производства установок сероочистки попутного нефтяного газа на основе наноструктурированных катализаторов;
13. организация промышленного производства инфракрасных линейчатых и матричных фотоприемных устройств на основе наноструктурированных узкозонных полупроводниковых материалов для оптико-электронной аппаратуры нового поколения.
Принимая участие в качестве докладчика и экспонента во многих отраслевых конференциях и выставках, могу отметить, что представленные к инвестированию проектные разработки имеют высокий уровень и могут конкурировать со многими российскими и зарубежными аналогами. Тем более удивительно, что предполагавшийся общий бюджет данных проектов должен был составить 3,1% от бюджета утвержденных проектов ОАО «РОСНАНО», т.е. 17,9 млрд. рублей, хотя в корпорации уверены, что более половины из закрываемых к реализации проектов РОСНАНО будут развиваться далее самостоятельно за счет иных источников финансирования. Но если в прошлом году было закрыто всего 6 проектов, а в этом – уже 13, что следует ожидать в перспективе?
В будущем РОСНАНО предстоят серьезные и болезненные преобразования. В интервью агентству Интерфакс от 1 февраля 2012 г Председатель правления РОСНАНО А.Б.Чубайс сообщил, что в этом году может быть закрыто уже порядка 20 проектов. Т.е. представленный выше список – неполный, и следует ожидать увеличения его объема. Также в РОСНАНО в 2012 году ожидается проведение ряда жестких и серьезных мер, связанных с уменьшением собственных затрат.
Сложно однозначно определить, с чем связана данная ситуация. В ближайшие месяцы возможно прояснение ряда ключевых моментов. Можно отметить, что очевидно, РОСНАНО находится на пороге нового этапа своего существования, и возможен ряд структурных преобразований. В завершение темы второго отраслевого события отметим, что на мартовском заседании Совета директоров РОСНАНО также было получено согласие, в частности, на совмещение А.Б.Чубайсом должностей председателя правления РОСНАНО и члена совета директоров компании, учреждаемой в целях реализации инвестиционного проекта «Домейн: Установление стратегического партнерства с «Домейн Ассошиетс» для соинвестирования проектов в сфере здравоохранения и создания инфраструктуры для производства и разработок с целью технологического трансфера проектов в РФ».
В третью декаду марта с.г. в здании Президиума РАН в Москве состоялась научная сессия Отделения нанотехнологий и информационных технологий (ОНИТ) Российской академии наук (РАН), посвященная проблематике разработки материалов для электронных приборов будущих поколений. В сессии приняли участие члены Научного совета ОНИТ РАН «Физико-химические основы полупроводникового материаловедения», сотрудники ФТИАН, Института химии высокочистых веществ РАН (Нижний Новгород), НИИ особо чистых материалов (Зеленоград), НПП «Салют», Института физики полупроводников им. А.В. Ржанова Сибирского отделения (СО) РАН, Физико-технического института им. А.Ф.Иоффе (Санкт–Петербург), Института неорганической химии им. А.В.Николаева СО РАН и ряда других организаций. Доклады затрагивали различные направления научной деятельности, в т.ч., программы СО РАН по развитию процессов CVD, состояния и перспектив развития технологий молекулярно-пучковой эпитаксии, методов получения высокочистых летучих хлоридов, гидридов и металлоорганических соединений для производства наноразмерных слоев, проблем получения моноизотопного высокочистого кремния для твердотельных квантовых компьютеров. Были обоснованы возможности и ограничения технологий получения полупроводниковых слоев методами MOCVD и MBE, рассмотрены основные проблемы эпитаксии германия на кремнии и получения упорядоченных ансамблей квантовых точек Ge/Si, представлены различные аспекты получения нанокремниевых кластеров и новых материалов в кремниевых интегральных схемах будущих поколений.
Выступавшие сотрудники разных предприятий РАН и их соисполнителей неоднократно в своих докладах подчеркивали: многие разработки России еще два-три десятилетия назад прочно занимали лидирующие позиции, но по причине нехватки финансирования многие правления закрывались или перепрофилировались. Мы сейчас в мировой нанотехнологической гонке находимся в положении догоняющих, и этот разрыв необходимо срочно сокращать. Поэтому различные проекты, реализуемые в рамках различных предприятий, в т.ч., строительство новых нанотехнологических заводов РОСНАНО, можно рассматривать как попытку наверстать упущенные возможности, восстановить обанкротившиеся предприятия, пусть даже в новом качестве, и придать им позитивный импульс и положительную динамику развития.
Предваряя выводы, отметим, что пресс-конференция и заседание Совета Директоров РОСНАНО, а также научная сессия ОНИТ РАН, пусть даже и не охватывают всего спектра событий российской наноиндустрии, но отражают характерный тренд современного этапа ее развития: необходимый научный задел давно сформирован, и крайне необходима реструктуризация инвестиционной деятельности для расширения финансирования приоритетных и перспективных проектов!
Выводы:
1. Решение вопросов, связанных с увеличением объемов отраслевых инвестиций в наноиндустрию России, в частности, предполагает внесение изменений в нормативно-правовую базу. Целесообразно расширение перечня направлений для осуществления капиталовложений, формирование дополнительных инвестиционных стимулов, и возможно, создание дополнительных структур и институтов.
2. Формирование перечня отложенных (приостановленных) инвестиционных проектов РОСНАНО предполагает постановку и решение ряда задач, в т.ч., по учету затраченных средств, поиску альтернативных механизмов инвестирования, и, несомненно, доработке проектов. Необходимо также проведение анализа сложившейся ситуации и принятия мер для предотвращения ее повторения.
3. При формировании нового состава Правительства РФ целесообразно усиление структур, ведающих вопросами внедрения научных разработок, например, в сфере наноиндустрии, в производство по оборонной тематике. В связи с увеличением финансирования государственного оборонного заказа на ближайшие годы желательна реорганизация ряда подчиненных МО РФ структур, в т.ч., Рособоронзаказ и их подотраслевых институтов с их возможным укрупнением.
4. В рамках пятилетия РОСНАНО необходимо проведение ряда мероприятий, позволяющих представителям научного сообщества ознакомиться с результатами деятельности организации, в т.ч., с выездом на открытые производства. Также желательно организовать цикл лекций по современным проблемам наноиндустриального развития – аналогичный цикл в первые годы деятельности был организован в РОСНАНО, и их регулярно посещал автор.
5. Для повышения уровня инвестиционной культуры в нанотехнологической сфере в ОАО «РОСНАНО» целесообразна организация сети бесплатных консультаций и кратких курсов по подготовке комплектов документации на подачу инвестиционной заявки в соответствии с требованиями ОАО. В структуре РОСНАНО, несмотря на предстоящие изменения, настоятельно необходимо расширение данного направления.
6. В России уже пять лет успешно развивается Президентская наноиндустриальная инициатива, но до сих пор у работников этой отрасли нет профессионального праздника! Поскольку нанотехнологии по-прежнему относятся к числу приоритетных направлений научного развития, необходимо хотя бы в юбилейном году, в пятилетие создания РОСНАНО, законодательно оформить предлагаемый автором День работника наноиндустрии (День нанотехнолога). Желательно рассмотрение этого вопроса уже в весеннюю сессию Государственной Думы Российской Федерации.
7. Целесообразно создание государственной корпорации, специализирующейся на вопросах развития Восточной Сибири и Дальнего Востока. В рамках госкорпорации необходима организация департаментов, в частности, курирующих направления инфраструктурного обеспечения ВСТО, а также науки и промышленной политики (в т.ч., наноиндустрии) в тесном взаимодействии с Сибирским и Дальневосточным отделениями РАН.
Отечественная наноиндустриальная продукция успешно применяется на российских оборонных предприятиях, их новые разработки будут рассмотрены в следующей публикации.