ВЫСШАЯ ШКОЛА РОССИИ: ТРУДНОСТИ ПЕРЕХОДА
18.09.2012
Источник: Голос России
Ефим Иосифович Пивовар, ректор РГГУ - о вступлении в 2005-м году Россия в Болонское соглашение
Гость программы "Вольный слушатель" - Ефим Иосифович Пивовар, ректор Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), председатель ученого совета РГГУ, заведующий кафедрой истории стран ближнего зарубежья исторического факультета МГУ им. Ломоносова, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук (РАН).
Ефим Пивовар - член правления Российского союза ректоров, специалист в области отечественной истории XX-го века, социальной истории, историографии, теории истории; основная проблематика его исследований включает отечественную историю XX-го века, экономическую и социальную историю, источниковедение, историографию и теорию истории.
- В последнее время можно услышать, что у нас науки нет, специалистов нет, или они все далече, где-то за пределами России...
проф. ПИВОВАР: Это, конечно же, не так.
- По-моему, в 2005-м году Россия вступила в Болонское соглашение...
проф. ПИВОВАР: Образовательное? Ну, это произошло гораздо ранее; было несколько этапов, а в упомянутые вами сроки мы уже полностью легализовали его на российском пространстве.
- Действительно, туда вошли сначала все страны ЕС, а потом стали включаться и другие страны; включилась Россия, потом Украина. До сих пор не включилась Беларусь, Монако и еще кто-то из Европы... Это международное сотрудничество, которое касается и вашего университета. Что же представляет собой Болонский процесс?
проф. ПИВОВАР: Что касается Болонского процесса, - по-моему, в позапрошлом учебном году было принято решение (и оно реализуется в течение двух лет) принимать студентов только в рамках уровневой программы, то есть на бакалавриат и магистратуру, как принято в Болонской системе. Это формальная сторона, которая уже реализуется, хотя понятно, что еще не все студенты закончили обучение по нашей традиционной пятилетней схеме, и мы пока не завершили наш переходный период. Не принимаем вновь, но процесс завершения еще будет продолжаться несколько лет.
Но сама идея, заложенная в Болонской системе, имела целью реализацию академической мобильности, чтобы студент, поступив в один вуз, мог беспрепятственно в рамках европейского пространства продолжить учебу в другом, и его заслуги, достигнутые в первом вузе, были засчитаны во втором (так называемые кредитные единицы). А закончить учебу мог в третьем...
- То есть уравнять образование.
проф. ПИВОВАР: Уравнять образование, расширять опыт и учащихся, и преподавателей. В этом квинтэссенция самого процесса. Поэтому, чтобы это сделать, необходимо выровнять сроки обучения, программы и, главное, - зачетные единицы (так называемые кредитные единицы) по итогам обучения, которые получал тот или иной студент. Вот на эти кредитные единицы переходит и Россия.
Конечно, у нас было много дебатов по этому вопросу, и я в них тоже не раз участвовал. Что произошло в итоге? В том виде, в каком существует эта уровневая система у ее основателей, в англосаксонской модели, в России она не пошла; у нас все-таки нашли вариант, который в какой-то мере учитывает нашу специфику. И слава Богу: если брать традиционный бакалавриат, существующий на Западе (я преподавал в Штатах и знаю это не понаслышке), - то это бакалавр-гуманитарий. Он не имеет профилизации по фундаментальному гуманитарному знанию, то есть это не может быть бакалавр-историк или бакалавр-филолог.
проф. ПИВОВАР: Россия все-таки пошла по иной схеме: у нас бакалавр-историк или бакалавр-филолог - это разные учебные программы. То есть те, кто 1 сентября пошел на бакалавриат в лингвистику, будут лингвистами, а те, кто пошел в историки - будут историками...