http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=823dc5cf-1343-44c4-9a19-cff88653100f&print=1
© 2024 Российская академия наук

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МИРЫ ДМИТРИЯ МЕДВЕДЕВА

08.08.2009

Источник: Независимая газета

Законные интересы Минфина не могут все-таки служить основой для инновационного развития

Совершенно очевидно, что президент Дмитрий Медведев сконцентрировался на принципиальных задачах создания в стране высокотехнологичной промышленности и национальной инновационной системы (НИС). В этом смысле нынешнее лето оказалось как никогда насыщенным президентскими решениями и заявлениями относительно перспектив дальнейшего развития отечественной науки и индустрии.

Собственно, существование в параллельных, почти не сообщающихся между собой плоскостях социальной реальности этих двух институтов – науки и высоких технологий, и есть главная головная боль (или по крайней мере должна быть таковой) государственных мужей, ответственных за научно-техническую политику. Отечественная НИС лишь в незначительной степени ориентирована на потребности экономики и общества.

По данным за 2006 год, на социальные цели приходилось всего 4,1% общего объема внутренних затрат на исследования и разработки. На повышение экономической эффективности и технологического уровня производства – 2,9%. Средства на поддержку наукоемких отраслей распределяются так: производство транспортных средств – 5,0%, электронная промышленность и производство оборудования для радио, телевидения и связи – 3,2%, производство электрических машин и аппаратуры – 0,4%, приборов – 2,3%. На исследования и разработки в области охраны здоровья населения – 2% от общего объема внутренних затрат.

Мы опять сталкиваемся с тем, что при принятии всех крупных решений интересы научно-технического и инновационного развития страны приносятся в жертву фискальным интересам. То есть национальные приоритеты в первую очередь определяются Минфином, но отнюдь не задачами инновационного развития.

Медведев предпринимает очередную попытку переломить эту тенденцию. Прежде всего в ряду президентских инициатив надо отметить два заседания, в июне и в июле, Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики РФ: первое – в компьютерной антивирусной Лаборатории Касперского, второе – в Федеральном ядерном центре «Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики» в Сарове. Именно на этих мероприятиях президент обозначил приоритеты инновационного развития российской экономики: энергоэффективность и энергосбережение; ядерные технологии; космические технологии; технологии в сфере медицины и стратегические информационные технологии.

В конце июля – заседание Совета безопасности, посвященное производству суперкомпьютеров: на ближайшие годы на эти цели будет выделено несколько миллиардов рублей. Наконец, совсем уж неожиданный шаг – экстренное возвращение депутатов Госдумы из отпусков специально для того, чтобы принять президентский законопроект: о создании малых инновационных предприятий при вузах.

Теперь вот, как стало известно «НГ», на сентябрьском заседании Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию запланировано обсуждение отчета Российской академии наук – «О развитии отечественной фундаментальной науки и деятельности Российской академии наук» (пока это рабочее название). Какими решениями закончится это обсуждение, сейчас можно только предполагать. Однако было бы очень грустно, если бы все свелось к традиционным пафосным заявлениям о большом потенциале отечественной фундаментальной науки и о мелких недостатках на пути превращения этого потенциала в высокотехнологичные рыночные продукты.

Пора уже принимать принципиальные (а главное – проверяемые) решения по действительной модернизации и инновационному развитию экономики. И определяющий вектор такого рода решений давно известен. Это – переход от централизованного финансирования науки вообще к поддержке конкретных проектов и научных коллективов. Именно этот подход – общемировая тенденция, связанная с глобальными политическими и экономическими изменениями.