http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=8267ca16-9ee9-4906-96a0-bb88d3326af6&print=1© 2024 Российская академия наук
В Физическом институте имени П.Н.Лебедева 17 мая прошло собрание представителей коллективов институтов и научных учреждений Московской региональной организации профсоюза работников РАН. На нем обсуждался проект обращения профсоюза к руководству страны, но основным моментом собрания стало выступление вице-президента РАН, академика Александра Некипелова
Боевой настрой собранию попытался придать председатель Совета московской организации профсоюза Виктор Калинушкин. Он заявил, что, несмотря на улучшение положения науки в последние годы (стабильно выплачивается выросшая в полтора раза зарплата, увеличился размер грантов), наука должна финансироваться лучше, поскольку бюджет страны сверстан с профицитом и накоплен стабилизационный фонд. Требовать же отдачи, какая присутствует у американских и европейских ученых, государство, по мнению лидера профсоюза, не должно, поскольку долгие годы академические институты были в сложном финансовом положении и теперь им надо дать время зализать раны. Повышение зарплаты до 40 тысяч рублей профсоюзы требуют не связывать с сокращениями численности работников институтов. Также, по словам В.Калинушкина, за научными учреждениями необходимо сохранить право на внебюджетные доходы, иначе они окажутся под угрозой разрушения.
Резюмируя, лидер московского профсоюза работников РАН, призвал государство ориентироваться в финансировании науки не на западные страны, а на Индию, где наука получает 2-3 процента от доходов бюджета. Виктор Калинушкин обратился к представителям КПРФ и «Справедливой России», пришедшим на собрание, пояснив, что хотя и ученые и не такая большая электоральная группа, но даром убеждения владеет очень хорошо, поэтому партиям нужно искать их расположения.
Выступивший после этого член ЦК КПРФ, член-корреспондент РАН Борис Кашин призвал ученых к протестным действиям и обвинил власть в том, что у нее нет четких представлений о развитии науки. При этом возможность проведения забастовки Кашин отверг, заметив, что хотя в других странах ученые иногда и бастуют, в России это будет неэффективно. «У нас идет эксплуатация старых кадров, а стимула для молодежи нет», - констатировал коммунист, но предложенный им выход из ситуации оказался довольно экзотичным – Кашин призвал принять закон, гарантирующий престиж профессии ученого.
После этого, участники собрания изъявили желание послушать вице-президента РАН Александра Некипелова. «Мне кажется, что ситуация противоречивая, есть целый ряд важных для науки решений, но есть и ряд серьезных проблем», - попытался придать собранию конструктивный характер академик.
Среди положительных моментов, Некипелов отметил то, что правительство выполняет график финансирования науки, принятый в 2002 году и начало реализации пилотного проекта, в ходе которого зарплата ученых будет повышена. Ради этого Академия наук готова пойти на сокращение и «поджаться» при покупке оборудования. Сокращение кадров вице-президент РАН обосновал тем, что около четверти сотрудников институтов давно потеряли связь с наукой и работают в других местах. «Почему же они должны получать ваши деньги?», - недоумевал Некипелов. Развеивая опасения собрания, академик заверил, что формализма при сокращении не будет, возрастного ценза тоже. В общем, уволят кого надо. В случае отказа от своих обязательств в рамках пилотного проекта, как пояснил вице-президент РАН, правительство также может отказаться от своих и вернуть сотрудников академии в рамки единой тарифной сетки.
Сокращения, по словам Некипелова, нужны еще и потому, что ситуация сложившаяся в Академии наук стала угрожающей для воспроизводства кадрового потенциала. «Жизнь показывает, что даже когда начинают платить хорошие деньги, не все начинают хорошо работать, поскольку многие привыкли, что с десяти мест можно что-то натащить», - посетовал вице-президент РАН и сообщил о необходимости возродить плановость и отчетность в Академии. Кроме того, Некипелов обратил внимание собрания на научную часть послания президента России Владимира Путина Федеральному собранию. «Оно заслуживает очень высокой оценки», - признался академик.