http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=83490f1e-6b14-4b8e-998f-4e7bcce42da2&print=1
© 2024 Российская академия наук

УГАСАЮЩИЕ ЗВЕЗДЫ

08.02.2016

Источник: Советская Россия



Пятидесятые-шестидесятые годы – действительно время молодых и дерзких в советской науке. Недаром и первым человеком, покорившим космос, стал гражданин СССР Юрий Гагарин. А ведь такие грандиозные прорывы к звездам – результат высочайшего уровня науки, образования, инженерно-технической мысли. В свою очередь, подобные свершения дают импульс к новым победам. Именно тогда создавался Академгородок в Новосибирске, а затем и в Томске, появились другие наукограды и центры, возникла система специализированных физико-математических школ.

Страна сознавала: необходимо развитое, современное производство, а значит, энергетика и химпром, машиностроение и авиационная промышленность. Все это решительно стимулировало научную деятельность, востребованность молодых талантов.

В новосибирском Академгородке состоялись как высокие профессионалы, упомянутые в «Передовой читателя» 1963 года ученые-физики. Роальд Сагдеев – уже в 36 лет академик Академии наук СССР, Герой Социалистического Труда, многолетний директор Института космических исследований АН СССР. Доктор физико-математических наук, лауреат Государственной премии Владислав Митрофанов – специалист по гидродинамике, газовой детонации и горению, автор более 200 научных работ, в том числе двух научных открытий. Его коллега и соавтор в работах по исследованиям детонационной волны в газах Марлен Топчиян – почетный профессор Новосибирского государственного университета.

Они заявили о себе еще тогда, на заре молодости. Возможно ли подобное сегодня? Увы, не в России. И вовсе не потому, что перевелась талантливая молодежь. Просто нет больше Советского Союза, а политика нынешней РФ совершенно иная.

«Крупнейшая проблема отечественной науки – невостребованность результатов ее деятельности экономикой и обществом. И так будет продолжаться, если мы не сможем возродить высокотехнологичный сектор экономики», – эту чрезвычайной важную мысль академик, лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов высказывал неоднократно.

Великое государство, превратившее себя в сырьевую колонию, сосредоточившееся на распродаже природных ресурсов, уже не нуждается ни в молодых силах науки, ни в самой науке. Это обусловило и сокрушительную реформу самой Российской академии наук.

Вот слова из обращения молодых ученых к президенту с призывом не разрушать РАН:

«Осознавая ответственность за будущее науки в России, мы обращаемся к вам, как к главе государства, с призывом остановить принятие этого закона в настоящем виде. Последствия вступления его в силу будут плачевны для российской науки. В ожидаемой перспективе мы потеряем опыт старшего поколения ученых и упустим поколение сегодняшних студентов, предпочитающих в такой ситуации, как это уже видно, работу вне науки или работу за рубежом».

Ни голоса молодых ученых, ни требования общественности, ни протесты думских депутатов не были услышаны. Осталось пожинать горькие плоды реформ – деградации не только образования и науки, но и производства. Где отечественная электроника, станки, лекарства? Даже космическая отрасль, где наша страна десятилетиями была впереди, ныне в провале.

Так называемая утечка мозгов стала национальным бедствием. «За первую половину 90-х годов из страны выехало не менее 80 тысяч ученых, а прямые потери бюджета от этого составили не менее $60 млрд. И прежде всего, за кордон подались молодые и перспективные. У тех, кто старше, кто успел утвердиться в научном мире, имел заслуги, опыт, накопленные ресурсы, еще был какой-то шанс продолжать заниматься своим делом на родине. У молодежи в 1990-е годы, кроме еще советского научного образования лучших вузов, не было ничего. На зарплату в НИИ невозможно было даже прокормиться, но главное – не было возможности заниматься непосредственно научной деятельностью. Неудивительно, что уезжали порой целые выпуски, например МФТИ. Так уже уничтоженный Советский Союз продолжал растить кадры для своих могильщиков.

Директор по исследованиям фонда «Открытая экономика» Иван Стерлигов отметил, что после 2000 года в основном уезжают молодые исследователи и студенты – более 4000 человек в год.

Но почему такое произошло? Было бы неправильно снимать ответственность и с части самих ученых – того самого поколения, которым столько дала советская власть! Тот же Р.Сагдеев с 1990 года, после женитьбы на внучке Дуайта Эйзенхауэра, живет и работает в США. Он убедительно рассуждает о недопустимости разрушении Академии (вошел даже в «Клуб 1 июля» – академиков – противников «реформы»), о губительности нынешней госполитики РФ. Но своей вины, похоже, не видит.

И дело не только в «смене родины» (которая, как он всячески подчеркивает, произошла не по политическим или профессиональным, а по личным причинам). Однако Сагдеев был и депутатом съезда СССР от Академии, и советником президента Горбачева – по факту главного и первого разрушителя Союза (а значит, и мощной советской науки). В нынешних своих интервью из-за океана Сагдеев вставляет шпильки советской власти, ну а российской космонавтике советует «знать свое место» – мол, даже не пробовать конкурировать с американской и европейской. Но если бы так рассуждали во времена его научной молодости, то СССР никогда не вышел бы на ведущие позиции, да и будущий академик вряд ли сделал бы столь впечатляющую карьеру.

А что же делать нынешним молодым – тем, кто не побоялся выбрать научную стезю и не хочет покидать родину? Впрочем, не только молодым – людям всех поколений и самых разных занятий. «Атака началась со школ и вот дошла до нас! Те, кто думает, что ликвидация РАН не имеет к ним никакого отношения, потому что они-де не занимаются наукой, глубоко заблуждаются. Ликвидационная политика российских властей доберется до каждой отрасли, до всех сфер жизни без исключения» – так два с лишним года назад на митинге-протесте против реформы РАН говорил молодой математик Иван Соловьев.

Сегодня правота таких выводов особенно очевидна.