http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=84a078b8-578e-4118-af93-bb604bd054de&print=1
© 2024 Российская академия наук

РЕАКЦИЯ РАЗЛОЖЕНИЯ

17.04.2013

Источник: Наука и технологии России, Σ Огнёв Алексей

Беседа с деканом химфака МГУ Валерием Луниным о ВАК

Высшая аттестационная комиссия в области естественных наук работает безупречно, однако уровень диссертаций по химии может упасть из-за невнимания к этой науке в средней и высшей школе, полагает декан химфака МГУ Валерий Лунин.

Справка STRF.ru:

Валерий Васильевич Лунин – декан химического факультета МГУ, академик РАН, специалист в области гетерогенного катализа и физической химии поверхности, председатель оргкомитетов международных менделеевских и всероссийских химических олимпиад

Как повысить качество диссертаций по химии?

– Прежде всего надо повысить качество образования – и общего, и среднего. Единый экзамен привёл к резкому падению качества образования. Я только что в Курске проводил заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии и слышал стон учителей: химия в 10-х и 11-х классах в общеобразовательных школах идёт один час в неделю. Как это может быть?

Химия – наука во многом экспериментальная, эксперимент – это украшение фундаментальных знаний. А во многих школах кабинеты химии закрыты. Не просто во многих – в тысячах школ! И дальше всё движется по вертикали. В большинстве университетов России при приёме на химические факультеты требуют сертификаты ЕГЭ по химии, по русскому языку, иногда по математике, а физика исключается. Это плохо. Дети – народ прагматичный. Если физика в списке приоритетов не фигурирует, значит, они не будут её учить. А как можно понять биологию или ту же химию без физики? Нельзя! Должно быть единство мировоззрения, должен быть фундамент естественно-математического образования у школьников. Поэтому мы на факультете при поступлении учитываем балл ЕГЭ по физике.

Как ещё вы ужесточаете требования к абитуриентам?

– У нас на факультете, например, 35–40% ребят – призёры олимпиад. Уникальные люди! Они увлечены, они заранее знают, какую кафедру, какое направление науки выбрать. У них работа будет действительно высокого уровня. Кстати, 90% наших аспирантов – не из Москвы. 25–30% наших студентов получают красный диплом. Наши выпускники востребованы всюду. Семеро из них – профессора Гарварда. В прошлом году проходила Международная химическая олимпиада в округе Вашингтон штата Мэриленд. Почти весь научный комитет состоял из выпускников химического факультета МГУ.

Чем обусловлено такое невнимание к химии в школах?

– Нынешний министр образования и науки в интервью на фоне химического факультета недавно заявил, что считает напрасно потраченными часы на изучение химии, потому что ему химия ни разу не пригодилось. Конечно, это не государственное мнение, это мнение частное. Но оно влияет на ситуацию, оно отражается на новом образовательном стандарте. Как может ответственный человек так рассуждать?

Химия – часть материальной культуры общества! Тимирязев говорил: «Всякий человек должен учить химию, потому что вся наша жизнь – последовательность химических превращений». Без химии нет жизни. Министру хорошо бы это знать.

Как вы оцениваете уровень диссертаций по химии в России?

– Я уже много лет председатель диссертационного совета на химическом факультете МГУ. У нас всего семь советов, и за 20 лет в их адрес не было ни одного замечания. Кроме того, я председатель экспертного совета ВАК. Там бывают случаи, когда мы возвращаем диссертации, но случаи не массовые, а единичные. К советам по естественно-математическим наукам существенные претензии предъявить нельзя. Их и не было. А если где-то уровень низкий, там советы просто закрывают.

А вот в общественных науках – целый поток плагиата. И он неизбежен. Всё делается быстро. В отличие от естественных наук, где работа над диссертацией требует значительного времени и её нельзя завершить за год-два, даже если ты очень способный человек. В гуманитарной области должна быть очень серьёзная экспертиза и высокая личная ответственность оппонентов и руководителей организаций, где существуют диссертационные советы.

Какого рода экспертиза для вас достаточно серьёзна?

– Во-первых, наличие публикаций в крупных международных журналах. Нужен тщательный отбор в диссертационные и экспертные советы. Их же очень много, да и самих специальностей общественных много. Политология, философия, педагогика… Мы можем принять любые нормативные документы, но без чёткого контроля работы советов на всех уровнях ничего не добьёмся.

Вы чувствуете волю на повышение контроля?

– Сейчас, похоже, она появилась.

Часто звучит мнение, что степени должна присуждать не общегосударственная структура, а отдельные вузы или научные организации…

– Ни в коем случае! Нельзя. Я против. У всех вузов разные уровни. Мы на ежегодном пленуме деканов проводим экспертизу всех новых учебных пособий по химии. И многие из них не пропускаем. Химическое знание и так притесняют. Если всё пустить на самотёк, будет только хуже. ВАК – очень важная инстанция в плане аттестации кадров. И в естественных науках она работает, по-моему, безупречно.