http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=84b39469-2f31-46e7-a731-070b7cd6f9e5&print=1© 2024 Российская академия наук
«ЛГ» уже не раз обращалась к вопросам книгоиздания и книготорговли в Санкт-Петербурге, пробуждая тем самым интерес читателей к литературе и мобилизуя общественное мнение на защиту русского языка и культуры, которые в настоящее время подвергаются беспрецедентному давлению со стороны так называемой унифицированной «атлантической» культуры. Санкт-Петербургская издательская фирма Академиздатцентра «Наука» Российской академии наук является одной из правопреемниц издательских структур Российской академии наук, созданной Петром I, - крупнейшим издательством Северо-Запада России. Предлагаем читателям беседу с ее директором Сергеем Васильевичем ВАЛЬЧУКОМ.
- Сергей Васильевич, насколько мне известно, в сентябре прошлого года вы избраны президентом «Ассоциации книгоиздателей», что только подтверждает значимость руководимой вами в течение пятнадцати лет книгоиздательской фирмы «Наука».
- Научное книгоиздание в Санкт-Петербурге началось в XVIII веке, вскоре после учреждения Академии наук и появления указа о создании первой светской типографии, в которой печатались первые номера санкт-петербургских «Ведомостей». Вот оттуда есть пошла издательская деятельность в Санкт-Петербурге и в академии, причем первое академическое научное издание было выпущено в 1728 году. До 1924 года издательская деятельность базировалась на первой "академической типографии. После революции, с созданием Академии наук СССР, начали создавать и издательские структуры. В 1924 году было создано издательство, а после переезда в 1934 году в Москву большая часть издательских структур была переведена туда же. В городе на Неве осталось издательство, в задачу которого было поставлено обслуживание академических институтов Ленинграда и Северо-Запада. Поэтому свою собственную историю мы исчисляем именно с этого времени. Времена были разные: и тяжелые, и не очень, но, во всяком случае, сейчас издательство свою задачу выполняет.
- Расскажите, пожалуйста, о структуре самого издательства.
- Издательство состоит из отдела книжных редакций, в состав которого входят редакция гуманитарной литературы, редакция научной литературы и редакция биологической и инициативной литературы. Кроме того, мы издаем двадцать два периодических журнала. Половина из них ежемесячные, остальные - иной периодичности. Общий выпуск книг и журналов - 330-350 тиражей в год.
Мы издаем научную литературу и монографии практически по всем направлениям развития фундаментальной науки: математике, геологии, химии, физике, ботанике, зоологии, медицине, физиологии, истории, философии, экономике, русской литературе и языку.
- Размах впечатляет. Для подобной деятельности необходимо соответствующее финансирование. А в наше время, как известно, выпуск некоммерческой литературы - это подвиг.
- В советские времена выпуск научной литературы был планово убыточным. Все структуры научного книгоиздания, согласно постановлению Совета министров СССР, получали дотации, и поэтому научная книга была доступна широким слоям населения. Окупались и приносили прибыль академические и полные собрания сочинений. В активе нашей издательской фирмы полные собрания сочинений М.Ю. Лермонтова и Ф.М. Достоевского (первоначально 33 тома, а следом еще 15-томные). Сейчас у нас идет издание полного собрания сочинений А. С. Пушкина, которое должно было завершиться к 200-летию поэта, но увы. Мы являемся государственным унитарным предприятием, и наша задача - получение прибыли. Мы получаем прибыль от издания журналов за счет поднятия цен до уровня экспортных. Наука стоит дорого. Русскоязычные версии издаваемых нами научных журналов востребованы за рубежом. Самый большой тираж у журнала «Русская литература», его главным редактором является Н.Н. Скатов.
- В таком случае вы наверняка сотрудничаете с Пушкинским Домом, который до недавнего времени он возглавлял.
- Мы тесно сотрудничаем с академическими институтами, а с Николаем Николаевичем Скатовым у нас давняя дружба. Мы совместно осуществляем замечательное издание «Свод русского фольклора». В этом проекте первая серия - «Русские былины» (25 томов). Когда был жив Д.С. Лихачев, мы замыслили проект «Литература Древней Руси» (20 томов), из которых 13 томов уже вышли. Д. С. Лихачев говорил, что этой серией мы докажем всему миру существование древних культурных корней России. Русской классике мы уделяем большое внимание. Сейчас у нас идет академическое собрание сочинений И.А. Гончарова, а в 90-е годы мы завершили полное собрание сочинений Н.А. Некрасова, и мы намерены эти традиции продолжать.
- Сергей Васильевич, кто формирует спрос на научную литературу у нас в России и есть ли он? Как вы осуществляете распространение книг и журналов, кроме подписки?
- Показателем спроса на печатное издание является тираж. Тиражи научной литературы с начала 90-х годов значительно упали. Тираж 500 экземпляров для нас уже большой, а бывают тиражи и 300, и 200 экземпляров. И связано это с резким падением платежеспособности покупателей научной литературы, о тяжелом положении молодых ученых, и не только, сказано уже достаточно. В наше объединение входит «Академкнига» - это единственная сохранившаяся структура книгораспространения, которая и занимается реализацией научной литературы.
- Сергей Васильевич, выпускает ли ваше издательство книги, ориентированные на молодежь? Не секрет, что современная российская наука не молодеет, а держится на старых научных кадрах. Кто займет их место? Известна ли официальная позиция Российской академии наук на этот счет?
- Государство не формирует оплаченный заказ на академическую литературу. РАН является государственной структурой, в ней имеется научно-издательский совет, который возглавляет вице-президент академик Н.А. Платэ, а заместителем председателя научно-издательского совета является генеральный директор Академиздатцентра «Наука» РАН, он же советник президента РАН по книгоизданию, профессор В.И. Васильев - замечательный человек. Можно сказать, что он - наше все. Академические институты подают заявки на монографии в научно-издательский совет РАН, где они утверждаются и распределяются по издательствам Академии наук, в том числе и к нам. В этом смысле академический заказ существует. Но он, к сожалению, не оплачивается. Поэтому приходится искать различные пути и способы финансирования. Следует сказать о «Российском гуманитарном научном фонде», имеющем финансирование из бюджета и на конкурсной основе выделяющем средства на исследования и издательскую деятельность. Мы участвуем в конкурсе и получаем средства от этого фонда, причем обязательно рассылаем издания по библиотекам, а также их получают грантодержатели. Есть «Российский фонд фундаментальных исследований». С ним отношения аналогичные. Кроме того, есть государственная программа «Культура» для поддержки социально значимой литературы. Раз в год мы предоставляем свои заявки и кое-что получаем. Мы выпускаем тираж, выполняем свои обязательства перед этими организациями, а оставшиеся экземпляры пускаем в свободную продажу. В Санкт-Петербурге мы участвуем в муниципальной программе книгоиздания на конкурсной основе. Живем, работаем, делаем свое дело.
Что касается молодежи, то сегодня она снова интересуется книгами из серии «Литературные памятники», существующей уже более пятидесяти лет. В начале девяностых годов спрос на книги упал. У людей просто не было денег, а сейчас интерес нарастает, возникла новая когорта коллекционеров книг, и среди этой группы довольно много молодежи. У нас много замечательной читающей молодежи.
- Россия - огромная страна. Есть ли у вашей издательской фирмы намерение охватить литературное пространство, если угодно, «от Москвы до самых до окраин»?
- Мы уже это стараемся делать. У нас есть замечательный проект: «Словарь русских народных говоров». Уже выпущено 39 книг в этой серии. С нами активно сотрудничают Институт лингвистических исследований и Институт славяноведения.
- Отрадно, что в нашей стране есть не только люди разбрасывающие, но и люди собирающие. В противном случае эти богатства могут быть потеряны безвозвратно.
- Я бы назвал эту серию сокровищницей русского языка. Рассматривается возможность издания
«Словаря народных говоров старожилов Забайкалья» начиная с XVII века. Представляете, каким подспорьем этот словарь будет для вдумчивого писателя, который сможет проследить эволюцию языка! Сейчас, когда ткань языка размывается и привносится в него много чуждого, издания, подобные нашим, бесценны. Помните, в «ЛГ» была рубрика: «Если бы я был директором»? Так вот, если бы я был президентом России, то специальным указом обязал бы профинансировать появление «Большого академического словаря» в каждой школе и библиотеке. Мы отправили два тома этого словаря В.В. Путину и в библиотеку Кремля. Ситуация с русским языком удручающая. Крупные государственные чиновники и законодатели неправильно ставят ударения в словах, употребляют слова в ошибочных значениях, наводняют речь жаргонными выражениями. Санкт-Петербургский университет даже книгу для них выпустил: «Давайте говорить правильно». На мой взгляд, принятие закона о русском языке крайне необходимо. Хочется надеяться, что мы будем услышаны, а «ЛГ» нам в этом поможет. И в заключение хочу сказать несколько слов о замечательных людях, работающих в издательстве. Это профессионалы и патриоты научного книгоиздания, хранящие и развивающие лучшие традиции академического книгоиздания, не изменившие своему делу в самые трудные времена: заведующие книжными редакциями Н.А. Никитина, Р.Н. Беркутов, Л.В. Арсеньева, заведующий отделом журнальных редакций Б.К. Голубев, заведующая отделом издательских производственных процессов И.М. Кашеварова и многие другие, чьим трудом создается научная книга в Санкт-Петербурге.