http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=84c805be-ca75-46b0-b693-115ede57004b&print=1© 2024 Российская академия наук
Согласно решению Высшей аттестационной комиссии (ВАК) России теология стала новой научной специальностью. Наряду с теоретической механикой, химией твердого тела, вирусологией и технологией бурения скважин и спустя три года после того, как в Московском инженерно-физическом институте (МИФИ) открылась кафедра теологии, теология получила шифр специальности (26.00.01).
Согласно паспорту специальности, предметом ее изучения являются источники теологического знания, основы вероучения и религиозных обрядов, исторические формы и практическая деятельность религиозной организации, ее религиозное служение, религиозное культурное наследие.
22 января патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил за включение теологии в список научных дисциплин, а уже на следующий день комиссия ВАК утвердила ее.
Широкое обсуждение преподавания теологии в светских учебных заведениях началось после скандального появления одноименной кафедры в МИФИ.
В научной среде это решение вызвало в основном неприятие, блогосфера бурно отреагировала спорами и картинками на тему урана, который распадается «по воле Божьей».
«С таким же успехом можно изучать и другие области человеческого знания. Я думаю, что открытие такой кафедры — это политическая конъюнктура в связи со сложившейся ситуацией в стране, когда мы все с уважением должны относиться к различным идеологическим концепциям», — заявил завотделом обработки астрофизических наблюдений Физического института им. П.Н. Лебедева Сергей Лихачев.
Среди сторонников введения новой научной дисциплины был протодиакон РПЦ Андрей Кураев. «Мы об этом лет двадцать уже говорим. Сегодня мы просто вернулись в ту точку, с которой начали в 1991 году. Теология тогда была включена правительством — прошу заметить, не церковью — в перечень научных специальностей. Потом теологию из этого списка убрали, теперь вернули... Такое признание — это не клерикализация научной жизни, а, напротив, секуляризация жизни богословской», — считает священнослужитель.
Как рассказал «Газете.Ru» глава ВАК Владимир Филиппов, кандидатов и докторов теологических наук в России в ближайшие годы не будет, несмотря на то что бакалавриат и магистратура в теологии давно существуют в российских вузах.
«PhD по теологии есть во многих странах, в том числе во Франции и Германии, в том числе в классических университетах. ВАК приняла решение, что пока у нас не будет ни кандидатов, ни докторов теологии. Может быть, сто лет, может быть, два года», — рассказал Филиппов. На первых порах те, кто защитится по специальности «теология», будут получать степени филологических, философских наук или, например, искусствоведения.
По его словам, пока неясно, в каких диссоветах будут присуждаться степени по новой специальности. «Каждый диссовет может присуждать степени по конкретным научным специальностям. Мы можем совету по философии добавить один номер, и появится «теология», либо можем создать с нуля диссоветы, где будет одна специальность «теология». В каких вузах смогут в дальнейшем присуждать степени теологии, будет решаться при участии Межрелигиозного совета России. В дальнейшем, в зависимости от числа защищаемых работ, в ВАК может появиться отдельный экспертный совет по теологии.
В 2009 году, чтобы привести систему внутренней аттестации к ваковскому уровню, РПЦ была создана общецерковная аспирантура и докторантура. При этом сами церковные деятели признают низкий уровень богословских диссертаций, особенно защищенных до 2009 года, когда была создана аспирантура.
То, что многие докторские богословские работы не тянули даже на светскую курсовую, иллюстрирует автореферат диссертации архимандрита Клавдиана, защищенной в 2009 году в Ужгородской украинской богословской академии, закрытой в прошлом году.