http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=85321961-8413-4388-8990-3262279bc02a&print=1© 2024 Российская академия наук
Новый стандарт школьного образования, бурно обсуждаемый последние дни всей страной, стал поводом для очередного собрания Научно-методического совета по физике при Министерстве образования и науки РФ, которое состоялось 11 февраля в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете.
Общую проблему вкратце описал председатель совета, академик Жорес Алфёров: «Ситуация в области образования и технических наук в стране ужасающая, даже на примере моего лицея (Физико-технический лицей при ФНОЦ РАН. – STRF.ru) я могу сказать, что средний уровень знаний школьников резко упал за последнее десятилетие и, следовательно, упал уровень знаний абитуриентов физических факультетов, а что будет дальше – даже сложно представить».
Действительно, проект стандарта для среднего школьного образования настораживает. Такие предметы, как математику и физику, ученики могут выбирать по своему усмотрению – вплоть до одного часа в неделю. В принципе, результат таких преобразований уже известен. На Единый государственный экзамен, с тех пор как он стал обязательным для поступления в вузы, по физике записываются всё меньше и меньше выпускников. Отсюда резкое снижение конкурса на технические направления подготовки в учебных заведениях.
Те же, кто пришёл в технические вузы, демонстрируют пробелы в школьных знаниях. «Ужас состоит в том, что не стандарт знания задаёт образовательный уровень и направление обучения, а вступительные экзамены, в нашем случае ЕГЭ: преподаватель учит не физике, а как сдать физику на ЕГЭ», – подчёркивает Наталья Пурышева, профессор Московского педагогического государственного университета.
Ситуация с физическим образованием в вузах сегодня выглядит не намного лучше. Сокращение часов физики в учебных программах университетов отметили практически все участники заседания. Андрей Морозов, заведующий кафедрой физики Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана, рассказал, что в знаменитой Бауманке трёхсеместровые курсы физики на машиностроительном факультете меняют на двухсеместровые. Сокращается лабораторный практикум. Осталось только четыре–пять лабораторных занятий в семестр вместо восьми–девяти, которые были буквально три года назад. Андрей Морозов привёл в пример образование в Соединённых Штатах: «В США курс общей физики состоит из четырёх, а где-то даже из шести семестров, а у нас было максимум четыре, а мы и эти четыре умудряемся сокращать». Ухудшение отметила и Наталья Пурышева: «В педагогических вузах курс физики сокращается до одного семестра, это невероятно, но факт». Такой предмет, как «Концепции современного естествознания» в учебных планах специальностей гуманитарного и социально-экономического профиля может кануть в Лету.
В качестве неотложных мер члены совета решили подготовить новые примерные программы по физике и концепциям современного естествознания для гуманитариев, что и было зафиксировано в проекте постановления «Роль НМС по физике в комплексе мер по сохранению естественно-научного компонента в Государственных образовательных стандартах 3-го поколения для гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки бакалавриата».
Вероятно, руководители и преподаватели вузов сами не понимают, насколько такая тенденция губительна для образования студентов. Учёный секретарь совета, профессор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (СПбГПУ) Николай Кожевников сказал: «Основная задача наших собраний и принимаемых постановлений – это сообщение для вузов о нашем существовании. Пока мы лишь вестники, у нас нет задачи писать правительству, жаловаться на жизнь. Мы призываем ректораты не бояться брать на себя ответственность за принимаемые решения, мы хотим показать им, что существует НМС во главе с Алфёровым и что он поддерживает самостоятельность в принятии решений. Ведь указания министерства – всего лишь директива, которую вовсе не обязательно торопиться выполнять, необязательно бежать впереди паровоза, можно же иметь свою голову на плечах и стараться развивать свой университет с помощью своих инициатив. Пока это всё, что мы можем сделать».
Члены совета намерены обратиться к ректорам российских вузов с призывом: ректоры вузов могли бы более эффективно использовать вариативный компонент ООП для преподавания физики и поддерживаемых ею дисциплин. Для исправления ситуации с преподаванием физики в средней и высшей школе самим вузам следует проявить волю и понимание того, что решение многих проблем находится в их собственных руках». Полный текст обращения будет размещён на сайте СПбГПУ и опубликован в прессе.