http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=8571c5ee-85aa-4efb-b10e-eb67bcd29294&print=1
© 2024 Российская академия наук

СТИМУЛОВ НЕМАЛО, НО ПЕРВЫЙ – ЭТО ПОВЫШЕНИЕ ЗАРПЛАТЫ ТОЛЬКО МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ ДАЖЕ ПРИ НЕДОВОЛЬСТВЕ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ

30.09.2005

Источник: Sciencerf.ru, Владимир Глухов

Стимулов немало

Глухов Владимир Викторович - проректор по научной работе Санкт-Петербургского политехнического университета, профессор, доктор экономических наук.

Насколько реально взаимодействие науки и образования в стенах петебурского университета?

 

Во-первых, вот уже лет двадцать пять назад в уставе вуза записано, что Политех находится под патронажем Президиума Академии наук. Во-вторых, даже территориально наш университет окружен институтами Российской академии наук: это Физико-технический и Агро-физический институты, Институт Веденеева и так далее. Так получилось, что многие преподаватели этих вузов работают совместителями у нас. Во многих институтах РАН в Петербурге имеются базовые кафедры, где ребята готовят курсовые и дипломные работы по своей тематике. Самые тесные взаимоотношения у нас с Физико-техническим институтом. Жорес Алферов является одновременно деканом у нас, директором там и еще возглавляет научно-образовательный центр «Лицей». Построена физико-математическая школа, факультет, лаборатория физико-технического института. В настоящее время прорабатывается юридический документ с названием «Некоммерческое партнерство «Техническая физика», где Политехнический институт вступает в компанию с институтами РАН. В течение пяти лет нами выполнялась федеральная программа «Интеграция», которая принесла огромную пользу вузам, выделяя дополнительные ресурсы на взаимодействие крупных вузов с Академией наук. Были созданы центры совместной деятельности и проводились при поддержке федеральных ресурсов совместные научные работы. Очень жаль, что в этом году финансирование программы прекратилось. Это была хорошая поддержка со стороны государства.

Система законодательства разделяет академию и вузы по роду занятий, что мешает их взаимодействию. Насколько существенна такая преграда?

Во-первых, в последнее время в законодательстве кое-что уже меняется. Например, в России созданы два центра, один из которых действует в Новосибирске, где объединили вузы и институты РАН. Это происходит в опытном порядке, экспериментально, для выявления плюсом и минусов. Во-вторых, Министерство науки и образования как административная единица стремится связать звенья цепи в единое целое. Также планируется внести изменения в систему законодательство с тем, чтобы предоставить вузам большие права по науке, а институтам РАН - по образованию. Например, был создан университет в рамках РАН – Университет Алферова - образовательного уровня. Но они должны учить в основном магистров и аспирантов, а не заниматься нижним уровнем. Главное, что сегодня существующие рамки пытаются сейчас немного нивелировать.

Что мешает объединительному процессу, на Ваш взгляд?

Проблемы, главным образом, связаны с отсутствием необходимых денег, приборной базой. Все упирается в финансовый вопрос. Современные научные исследования – это современная дорогостоящая техника, которую можно поставить только в одном месте. Если ее поставят в академическом институте, то вуз сам придет. Если наоборот, в вуз придет РАН, но денег на такие вещи мы пока не видим. Если бы у нас все это было хорошо, мы бы побежали навстречу друг к другу и работали.

Есть опасения, что если повысят зарплату в академии, в университетах не останется специалистов.

Я приведу Вам пример совместительства. У нас 2 тыс. штатных сотрудников, и примерно 700 - совместителей. Это большой пласт специалистов и ученых РАН, которые работают на полставки, на четверть ставки. Так что эти опасения несколько надуманы.

Какие стимулы у Вас работают, чтобы привлекать молодые кадры и удерживать их в штате?

Стимулов в последнее время немало, но первый – это повышение зарплаты из собственных фондов только молодым специалистам даже при недовольстве старшего поколения. Мы пытаемся наших аспирантов и докторантов до 30 лет держать на двойной зарплате, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые молодые годы. Хотя она маленькая, но, тем не менее, двойная. Следующим этапом планируем повышение зарплат преподавателям. Второй стимул: активное привлечение к выполнению грантов. И этот процесс, наряду с дополнительными работами, потихонечку нарастает. За последние два года штат молодых специалистов нашего университета вырос: сегодня число сотрудников до 30 лет составляет примерно 15% от общей массы, но хотелось бы, чтобы эта цифра выросла до 30-35%.