http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=85819777-509d-4409-9ea0-0d0750ac7452&print=1
© 2024 Российская академия наук

Сергей АЛДОШИН: «Замечания Генпрокуратуры были вполне рабочими»

02.10.2008

Источник: STRF, Светлана Синявская



Генпрокуратура действительно была в Академии наук и проверяла в основном использование имущества и инвестиционные проекты, строительство жилья для молодёжи. Замечания нам были высказаны вполне рабочие. Более того, в заключении Генпрокуратуры было сказано о необходимости шире использовать и бюджетное финансирование, и средства инвесторов для того, чтобы достроить какие-то незавершённые объекты РАН. Справка:

Алдошин Сергей Михайлович, вице-президент Российской академии наук, председатель совета директоров институтов РАН, директор Института проблем химической физики Сергей АЛДОШИН: «Думаю, постепенно РАН будет «сворачивать» сдачу помещений в аренду. Важное слово здесь — «постепенно». Если это сделать резко, мы получим судебные процессы со стороны арендаторов, которые окажутся вдруг выброшены на улицу»

Генпрокуратура вынесла представление руководству РАН, фактически обвинив его «в разбазаривании госсредств, выделенных на производство интеллектуального продукта, а также в нарушении прав пользования государственным имуществом», такая информация появилась несколько дней тому назад в прессе. Вы непосредственно занимались этим вопросом. Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию.

— Действительно, Генпрокуратура была в Академии наук и проверяла в основном использование имущества и инвестиционные проекты, строительство жилья для молодёжи. Замечания нам были высказаны вполне рабочие. Более того, в заключении Генпрокуратуры было сказано о необходимости шире использовать и бюджетное финансирование, и средства инвесторов для того, чтобы достроить какие-то незавершённые объекты Академии наук.

Да, заходил разговор и об интеллектуальной собственности. По ней, кстати, у нас было две проверки. Летом Академию наук проверяло контрольное управление аппарата президента страны по вопросу вовлечения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот. Тогда мы сформулировали все проблемы, которые не позволяют в современной России вовлекать интеллектуальную собственность в хозяйственный оборот. В первую очередь надо решить вопрос с продажей лицензий. К сожалению, сегодня, продав ту или иную лицензию, мы все деньги должны отдать государству. Поэтому заинтересованность разработчиков равна нулю. Это происходит потому, что три года назад Минфин фактически не прописал в разрешительных документах на финансовые операции Академии наук понятие «лицензионная плата». Конечно, Академия занимается прежде всего фундаментальными исследованиями. Однако и прикладные исследования, которые должны заканчиваться патентами, — одно из приоритетных наших направлений. Но когда Министерство финансов не разрешает продавать лицензии, обвинять Академию наук в том, что эффективность вовлечения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот низка, мягко говоря, нелогично. Тем не менее мы уже несколько лет боремся за то, чтобы Академии наук разрешили нормальным образом передавать наши разработки в экономику.

Кроме того, Академия наук и её институты не могут создавать малые предприятия, через которые во всём мире коммерциализуются небольшие разработки. К счастью, новый устав Академии наук это позволяет — но только ей как юридическому лицу, а не институтам. Поэтому сейчас мы разрабатываем структуру договора между президиумом Академии наук и институтом о порядке формирования и создания таких предприятий.

Все эти проблемы мы сформулировали контрольному управлению президента, так как считаем, что Академия наук может и должна принимать активное участие в инновационном процессе. В качестве развития того диалога с администрацией президента 30 сентября на заседании президиума РАН принято постановление о создании координационного совета по инновационной деятельности и интеллектуальной собственности (по сути, произошло слияние координационного совета по инновационной деятельности и комиссии по интеллектуальной собственности). Академия наук убеждена, что имеет возможность внести существенный вклад в развитие инновационной экономики. Смеем надеяться, что летняя проверка была обоюдополезной: аппарат администрации президента понял проблемы РАН, а мы обратили внимание на то, что они находятся под контролем высшего руководства страны.

Скорее всего, в комментариях прессы речь шла о проверке Роспатента. Роспатент начал проверять не только Академию наук, но и все институты по государственным контрактам, которые выполняются в интересах Федерального агентства по науке и инновациям. И здесь действительно есть замечания, в том числе в адрес Академии наук и её институтов. Связаны они не только с ошибками, которые были сделаны в наших НИИ, но и с промахами, допущенными Роснаукой при составлении контрактов. 7 октября на совете директоров институтов Академии наук будут обсуждаться замечания Роспатента. Но, подчеркну, они носят нормальный рабочий характер и имеют отношение не только к Академии наук, но и ко всем научным институтам в стране. Тем не менее РАН приняла эти замечания к сведению и сейчас их исправляет.

К Академии предъявляют в том числе претензии по сдаче помещений в аренду…

— Федеральное агентство по управлению госимуществом и Академия наук очень жёстко контролируют сдачу помещений в аренду. Думаю, постепенно мы будем её прекращать. Важное слово здесь — «постепенно». Если это сделать резко, мы получим судебные процессы со стороны арендаторов, которые окажутся вдруг выброшены на улицу. Повторю, в целом мы будем сворачивать аренду, так как финансирование сейчас улучшается. Желательно, конечно, чтобы это финансирование увеличивалось, особенно в части технического перевооружения Академии, поскольку на свои деньги она не сможет переоснаститься так, чтобы проводить исследования на самом высоком уровне.