http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=85aa6dee-3ec6-4a9c-a883-5f361cbe7519&print=1© 2024 Российская академия наук
"Возьмите нас в вашу компанию". Эти слова прозвучали со стороны Российской академии наук на встрече с врио мэра столицы Сергеем Собяниным. И хотя касались они совершенно частной цели – доступа академии к технопарку "Москва", чтобы по облегчённой схеме растаможивать научное оборудование, - значение просьбы кажется гораздо шире. Как шире можно трактовать и согласие главы города: "Пожалуйста. Да".
Формально договор между РАН и правительством Москвы предусматривает взаимодействие в сфере инноваций, внедрения научных разработок академических институтов на предприятиях города, в городском хозяйстве, создание технологических кластеров, технопарков и так далее. Сергей Собянин цель сотрудничества сформулировал так: "Превращать научные изыскания и исследования в реальную продукцию. Вот здесь мы можем помогать и будем двигаться в этом направлении вместе с вами".
Это означает на деле, что у научной продукции РАН появляется мощный заказчик. Кроме того, столичный глава выразил уверенность в нахождении необходимых компромиссов, "чтобы Российская академия наук могла работать эффективно". "Москва будет всегда поддерживать", - заверил он.
В условиях, когда судьба академии всё ещё остаётся неясной, сам факт поддержки её такой политической и экономической величиной, как столичный мегаполис, означает не только выразительный жест. Но и шанс для академии сохраниться в нынешнем виде.
Однако обозначенные таким образом позиции означают и вызов для Российской академии наук. Причём именно на том поле, где она постоянно слышит упреки сторонников реформы РАН - за недостаточную отдачу научных исследований на практике. Деньги, мол, вкладываются – а где результат в виде технологий и инноваций?
Москва дала шанс Академии ответить делом на обвинения в неэффективности. Столица предложила плацдарм для внедрения академических разработок в практику городской жизни и строительства. Следовательно, соответствующие разработки в академии не только должны найтись, но иметь форму не академической публикации в журнале и даже не чертёжа перспективной установки. Нужна конкретная, действующая технология. Фигурально говоря, на столе должна лежать не бумага, а рабочая модель.
Более того. Внедрить свои разработки в дело, в жизнь города – это даже при поддержке мэра задача архисложная. Далёкая от лабораторной тиши и требующая не только научной компетентности от тех, кто будет её решать. И именно в решении подобных задач в условиях реальной экономики Академия наук и в самом деле нередко пасовала.
Сумеет ли РАН на сей раз переломить ситуацию? Да, она этого хочет, и Владимир Фортов как новый её президент ставит именно такую задачу. Но её воплощение само по себе будет требовать серьёзной реорганизации РАН как учреждения и академического сообщества как исполнителя. А всем известно: реорганизовать самого себя, без толчка извне – трудно невероятно.
Не знаю, как в итоге решится вопрос по созданию агентства по управлению имуществом РАН, но агентство по управлению инновациями академии точно надо будет заводить. Причем с "диктаторскими" правами, чтобы ломать сопротивление в академической среде.
Станет ли соглашение о сотрудничестве со столичным правительствам таким внешним толчком для РАН? Вот и посмотрим. До третьего рассмотрения в Госдуме нового закона о реорганизации Академии ещё месяц. Для развёртывания инноваций – мало. Но вполне достаточно, чтобы показать твёрдость намерений.