http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=85ad8103-90b5-41a8-9816-3b0468606491&print=1
© 2024 Российская академия наук

Идеи под сукном

10.10.2007

Источник: Российская газета, Лариса Егорова

От научных разработок до их практического воплощения проходят десятилетия

СЕГОДНЯ В РОССИЙСКОМ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ИНСТИТУТЕ КОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ РАССМАТРИВАЕТСЯ ЗАЯВКА УЧЕНЫХ ОМСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА О ВКЛЮЧЕНИИ В ПРОГРАММУ ГЛОНАС РАЗРАБОТКИ НОВОГО ВИДА КОРОТКОВОЛНОВОЙ СВЯЗИ. ОНА РАБОТАЕТ ТАМ, ГДЕ НЕТ СОТОВОЙ, А СПУТНИКОВАЯ ПОТРЕБИТЕЛЮ НЕ ПО КАРМАНУ.

Новую технологию исследователи пытаются продвинуть на отечественный рынок пятнадцать лет. Безрезультатно. Зато ею заинтересовались в Германии. Теперь у руководителя проекта Виталия Хазана появилась надежда на то, что разработка, которая состоит из целой цепочки изобретений, наконец увидит свет.

По мнению ученых, проблема внедрения достижений научной мысли остается одной из самых непробиваемых. Вписаться в уже отлаженное производство даже с самыми оригинальными идеями совсем непросто.

Ч Самые неповоротливые по этой части - крупные предприятия. Открывать новые линии или менять закостеневшие технологические схемы здесь практически невозможно, Ч убежден доктор технических наук Анатолий Косых. - К тому же вузовские разработчики в правовом отношении почти не защищены. Например, для одного из омских заводов мы бесплатно выполнили оригинальную разработку. Договорились, что за серийное производство автору будет выплачиваться небольшая сумма, как и полагается по закону. Но как только речь зашла о деньгах, руководство предприятия к новинке сразу потеряло интерес.

Нужны ли производству новые идеи? Оказывается, однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Профессор Сибирской автомобильно-дорожной академии Валентин Робустов давно пытается договориться с каким-нибудь из предприятий об изготовлении устройства для зимней эксплуатации автомобилей. Дело в том, что отечественной "северной" машины в природе не существует. Транспортники мучаются, но дальше нескольких опытных образцов экономичного приспособления для подогрева двигателя дело так и не пошло.

Ч Северяне ждут от автопрома подходящую машину. Уже десять лет я пытаюсь внедрить соответствующее изобретение, а воз и ныне там, Ч разводит руками ученый. Ч Чиновничья волокита Ч настоящий бич современного прогресса. Потому мы и отстаем и от Европы, и от Азии. А на северных трассах нас обгоняют скандинавы. Это при том, что мы располагаем более дешевым отечественным образцом. Но все наши предложения разбиваются о равнодушное отношение производственников, которые, как правило, говорят: "А зачем нам головная боль по внедрению новых устройств, наши машины и так пока покупают".

По мнению научных специалистов, на производстве приживается не более десятой части новых разработок.

Доктор технических наук Николай Иванов предлагает создать оптимальную систему работы автопарков, которая позволяет увеличить доходность предприятия в несколько раз. Не заинтересовалось ни одно, хотя первоначальные вложения в нововведение невелики.

Ч Чтобы идеи ученых работали, нужны соответствующие законы, Ч полагает ученый. Ч Сейчас система финансирования построена на конкурсной основе: кто предложил более дешевый вариант, тот и осваивает средства. Однако научным объединениям трудно соперничать с фирмами, которые имеют хорошую технику и могут самостоятельно выполнять большие объемы работ. Получается, что крупные подряды достаются тем, у кого больше "железа". В результате самые свежие, остроумные и качественные идеи могут остаться за бортом.

Между тем

Омские вузы давно стали площадкой презентаций различных зарубежных фирм. Только за этот год в политехе, например, побывали делегации трех крупных западных концернов. Интересовались радиоэлектроникой и робототехникой. Дотошно вникали во все новинки, знакомились с планами научных исследований. Одна из европейских компаний намерена израсходовать на исследовательскую работу в техническом университете более четырехсот тысяч евро. Естественно, не бескорыстно.