Начало глобального потепления на планете красноярские учёные напрямую связывают с падением Тунгусского метеорита.

19.03.2007

Источник: Регнум



- Строго говоря, название феномена в эвенкийской тайге — достаточно условное, — говорит директор Института вычислительного моделирования Сибирского отделения Российской академии наук, член-корреспондент РАН Владимир Шайдуров. — В то, что там почти 100 лет назад, 30 июня 1908 года, упал метеорит, в научных кругах давно никто не верит. Гипотез случившегося множество — от ядерного взрыва до крушения космического корабля инопланетян. И в каждой из них — масса противоречий. Мы выдвинули свою версию — пока это тоже гипотеза, однако противоречий в ней не обнаружилось. Нам кажется, речь идёт об относительно крупном ядре кометы. Грубо говоря — о глыбе льда с вмороженными в неё частицами водорода, метана, окиси углерода. Так называемый газогидратный лёд встречается и на Земле, чаще всего на севере. Он образуется в газопроводах, засоряет их.

Так вот, мы думаем, что комета была не одна, её сопровождали большие и мелкие осколки. Разница в рассказах очевидцев на эту мысль наталкивает. Все пробовали найти следы взрыва, понять, откуда шёл звук — и ничего не получалось. В одном селе слышали этот звук, похожий на гром, а в другом, по соседству, ничего не заметили. Если бы с такой силой рвануло в одном месте, на протяжении сотен километров у людей просто бы барабанные перепонки полопались. Кроме того, летящие космические тела — то огненный шар, то бревно, то светящиеся мётлы — видели в разных местах. Так что кусков было много, и они валились от Алтая до Ледовитого океана.

Традиционное место предполагаемого падения Тунгусского метеорита, расположенное в 67 километрах от фактории Ванавары, изучили уже, кажется, вдоль и поперёк. Здесь работали сотни экспедиций, одно поколение сменялось другим, однако ни самого камня, ни воронки так и не нашли. Потому что искали не там, считают красноярские учёные. В таёжную глушь попросту ничего не падало — по всей видимости, взрыв ледяной глыбы произошёл в воздухе, примерно на 5-километровой высоте. И осколки разбросало с такой силой, что до земли в эпицентре долетела мелочь, остались лишь микроскопические следы.

Другое дело — сопровождавшие комету тела. Многие из них упали и натворили немало бед. Лес на протяжении двух тысяч квадратных километров будто на корню подрубили, деревья лежали вповалку. Вокруг бушевали пожары. В каком-то смысле ещё повезло: погибли немногие — единицы. Территория была слишком слабо заселена. Если бы нечто подобное случилось над большим городом, катастрофа оказалась бы куда страшней, чем в Хиросиме и Нагасаки, вместе взятых.

Искать надо там, куда космические «гости» долетели. А таких мест немало, они известны. Очевидцы рассказывали о воронках, на которые натыкались неподалёку от своих посёлков. К примеру, похожие отметки есть рядом с Кежмой. Взяться им больше неоткуда, войны, слава богу, там не было. Одно из тел вообще упало у железной дороги, в 11 километрах от города Канска. Ударной волной сильно тряхнуло поезд, в котором ехали сотни людей. Испугавшись, машинист остановил состав, и любопытная публика вывалила посмотреть, что произошло. Все они видели огромный камень, пытались его потрогать, но отдергивали руки. Слишком горячей, раскалённой была поверхность. Позже выяснилось, что это местная порода. Значит, какая-то неведомая сила валун сдвинула, что-то заставило его нагреться. Скорее всего, впритирку к камню рухнул кусок кометы, рванул взрыв.

Кстати, ледяные осколки могли вести себя по-разному: или сразу взорваться, или, если скорость была небольшой, просто упасть и растаять. При этом, естественно, выделялись горючие газы — и воронка ими постепенно пропитывалась. Если бы случайный лесник бросил спичку или ударила молния, избежать взрыва бы не удалось. Но сила его удара была бы направлена не вниз, а из-под земли вверх. В результате вполне мог образоваться некий конус или перевёрнутая воронка. Нечто очень похожее существует в действительности севернее озера Байкал — Патомский кратер. Посреди тайги стоит очень красивый веретенообразный белый конус. И объяснить такое чудо до сих пор никто не может. Что если и здесь побывал тунгусский пришелец?

Летом сотрудники Института вычислительного моделирования собираются в экспедицию по таким вот, неизведанным ещё местам. Будут искать никем не изученные отметины, брать пробы. А параллельно — проводить эксперименты в так называемой «бочке», на установке, имитирующей условия открытого космоса. Давление внутри «бочки» близко к абсолютному вакууму, температура может опускаться до минус 186 градусов.

Институт занимается изучением процессов, которые трудно проверить, потому что они либо происходят слишком быстро — например, взрывы, либо чересчур медленно, в течение миллионов лет — как смена геологических эпох. Воспроизвести подобное удаётся с помощью математических моделей, которые затем отрабатываются экспериментально. В той же «бочке». Сейчас, в частности, в ней находятся узлы космических спутников — учёные наблюдают, что с ними происходит в вакууме, трудятся над повышением надёжности и долговечности аппаратов. Точно так же туда можно поместить, допустим, кусочек льда — и попытаться выяснить, как возникают, ведут себя кометы.

Сотрудники института изучают тунгусский феномен с 70-х годов прошлого века. Они убеждены: продолжать это делать необходимо не только из научного любопытства — ради вполне практических целей. Никогда ведь не знаешь, откуда и что прилетит. В 1908 году астрономы проглядели «пришелицу», хотя технически уже могли с такой задачей справиться. Теперь надо искать возможности не только вовремя заметить непрошеное космическое тело, но и перехватить его, обезвредить. Кстати, похожие ледяные глыбы не раз навещали нашу планету, в том числе недавно. Пока как-то проносило: летели достаточно далеко, взрывались высоко, без катастрофических последствий. Впрочем, отголоски подобных событий могут быть и не такими явными.

- Мы обнаружили, что тунгусский феномен во времени совпал с началом глобального потепления на планете, — говорит Владимир Шайдуров. — Есть графики температур, подготовленные очень серьёзной научной группой, из них совершенно очевидно следует — потепление набирает обороты с 1908 года. Тогда образовалось огромное количество облаков: серебристых, перламутровых и самых странных — зелёных. Ни до, ни после никто таких не видел. С этими зелёными облаками мы более-менее разобрались. Это цвет метана, все планеты с метановой атмосферой — зелёные.

Получается, при ударах — а пришлись они на болотистую местность, в атмосферу вылетело жуткое количество этого газа — до миллионов тонн. Плюс сама ледяная глыба содержала метан, и не весь он сгорел. Плюс в Эвенкии находятся крупные залежи газа, сейчас идёт промышленное освоение. А тогда какая-то часть этих запасов тоже могла вырваться на поверхность. Между тем метан обладает куда более сильным тепличным эффектом, чем углекислый газ. Короче говоря, процесс был запущен, и с годами ситуация может только ухудшаться. Потому что начала таять вечная мерзлота — в ней много метана. С повышением температуры активизировался обмен веществ у флоры и фауны — это ведёт к новым выбросам углекислого газа. Те же процессы идут в океане. И так далее.

На некоторое время, правда, равновесие отчасти восстановилось — с 1945 по 1973 год. Это даты начала и окончания ядерных испытаний на планете. За 30 без малого лет образовалась некая взвесь — своего рода преддверие ядерной зимы. Такой эффект заслонил, ослабил глобальное потепление. Но как только с взрывами было покончено, всё началось сначала и ещё стремительней.

Пока тунгусская загадка не будет разгадана до конца, она может преподнести ещё немало сюрпризов.



©РАН 2024