http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=86b642c8-054e-495b-9857-4ed1f5b703db&print=1© 2024 Российская академия наук
Русская интеллигенция оставила неоднозначный след в литературе своими метаниями. «Чего-то хотелось: то ли конституции, то ли севрюжины с хреном», - писал Салтыков-Щедрин. Но были в истории науки люди, не готовые отказаться от своих убеждений ни за материальные блага, ни за возможность «спокойной жизни». Век их, как правило, недолог, но слова и дела остаются в памяти современников на многие десятилетия. Академик Валентин Коптюг, выдающийся химик, возглавлял Сибирское отделение 17 лет - почти столько же, сколько и его основатель Михаил Лаврентьев, но в гораздо менее благоприятной обстановке. На долю Валентина Афанасьевича выпал самый тяжелый период в истории Академии наук, связанный с ломкой государственной системы. И спасти Сибирское отделение помогли несгибаемые принципы его тогдашнего председателя.
«Наши усилия должны быть направлены на создание подлинно творческой атмосферы, конкурсности и состязательности, признания того, что инакомыслие - движущая сила развития науки», - писал академик Коптюг в лихие 1990-е годы. Последним документом, подписанным им в день смерти, 10 января 1997 года, стали предложения СО РАН «О необходимых мерах по сохранению отечественной науки» к предстоявшему заседанию Правительства РФ.
Неудивительно, что в Сибирском отделении чтут память белоруса В.Коптюга, ставшего для коллег олицетворением русского интеллигента. К 90-летию Валентина Афанасьевича, отмечавшемуся 9 июня, вручили премию его имени, открыли фотовыставку, провели торжественное заседание президиума СО РАН и собрали Всероссийскую конференцию «Современные проблемы органической химии».
Премия имени В.А.Коптюга присуждается с 1999 года за лучшую российско-белорусскую научную работу или серию работ по тематике, определенной договором о сотрудничестве Национальной академии наук Белоруссии и СО РАН. В 2021 году эту награду получил цикл работ по развитию энергетики России и Белоруссии с учетом требований экологической безопасности, выполненный коллективом из Института систем энергетики СО РАН и Института энергетики НАН Белоруссии. Убежденный сторонник устойчивого развития, страстно пропагандировавший его после участия в 1992 году в Конференции ООН по окружающей среде и развитию В.Коптюг этот выбор бы одобрил.
- Валентин Афанасьевич - прежде всего ученый, химик-органик, который активно преобразовывал исследования: подключал физические и математические методы, - подчеркнул, открывая торжественное заседание президиума, председатель СО РАН академик Валентин Пармон. - Для нас он и Учитель с большой буквы, и общественный деятель, причем планетарного масштаба. Когда мы говорим об устойчивом развитии, то должны помнить, что впервые этот термин ввел Валентин Афанасьевич Коптюг в 1992 году на конференции ООН в Рио-де-Жанейро. Академик Коптюг - великий организатор не только российского научного сообщества, но и международного, поскольку возглавлял крупнейшую в мире организацию химиков - Международный союз чистой и прикладной химии (IUPAC). Сохранение науки в Сибири в самое трудное время, когда в жизни страны происходил перелом, - это, безусловно, его заслуга. И наша задача не только хранить память о нем, но и быть достойными последователями его принципов.
Достаточно упомянуть, что именно в годы председательства В.Коптюга произошел существенный сдвиг в сторону демократизации жизни научного сообщества. Валентин Афанасьевич предложил преобразовать Общее собрание Сибирского отделения в двухпалатный форум. Параллельно с палатой членов академии была создана палата представителей институтов - с абсолютно теми же правами, что у первой палаты, и равная ей по численности. Двухпалатная система позволила объединить ученых, ликвидировать нараставшее противоречие между академиками и рядовыми научными сотрудниками.
О роли В.Коптюга в развитии системы научных центров вспомнил академик Василий Шабанов: во время визита Михаила Сергеевича Горбачева в Красноярск Валентин Афанасьевич с присущими ему обаянием и отвагой буквально за несколько минут добился увеличения финансирования Сибирского отделения. Полученные средства пошли на системную поддержку научных центров СО РАН.
Валентин Афанасьевич был неутомимым пропагандистом концепции устойчивого развития. К сожалению, он быстро убедился, что ни тогдашнее руководство России, ни новый слой собственников не были готовы к восприятию этих идей. И тогда В.Коптюг трансформировал их в конкретный проект сохранения Байкальской территории. Знаменитое озеро - «признанно уникальный» природный объект, требующий охраны, защиты и специальной, экологически щадящей экономики. Но если вводить экологические ограничения, нужны специальные законы. Так Валентин Афанасьевич стал одним из авторов закона о Байкале. Вокруг уникального озера был создан и первый международный научный центр СО РАН - BICER. Планомерную борьбу за сохранение этой природной территории продолжает и нынешнее руководство Сибирского отделения: уже несколько лет успешно работает Научный совет СО РАН по проблемам озера Байкал.
Продолжились праздничные мероприятия научной конференцией.
- Изначально мероприятие планировалось в более скромном формате, но так как выдающиеся ученые российского и мирового уровня согласились на очное присутствие, мы проводим конференцию в смешанном режиме, - отметила директор Института органической химии (НИОХ) СО РАН доктор физико-математических наук Елена Багрянская.
Пожалуй, теплее всего вспоминали человека, ставшего олицетворением российского интеллигента в эпоху перемен, его друзья и соратники, собравшиеся в предзакатные часы возле памятника Валентину Афанасьевичу на вечер-портрет «Эпоха Коптюга».
- Предложение занять пост председателя Сибирского отделения было для Валентина Афанасьевича абсолютной неожиданностью, - подчеркнула вдова академика, сотрудник НИОХ СО РАН Ирина Михайлова. - Сначала отсутствовала уверенность, сможет ли он этим заниматься, справится ли. Как оказалось, это было Валентину Афанасьевичу и по плечу, и, самое главное, по душе.
Не угасшая с годами благодарность и руководителей, и рядовых сотрудников СО РАН позволяет понять, насколько хорошо академик Коптюг справился с задачей.