http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=86c0454e-51a6-4505-ba3e-9bbfe1265a3e&print=1© 2024 Российская академия наук
Креативные индустрии как новый пояс внедрения стали темой очередного заседания Клуба межнаучных контактов СО РАН.
Заголовок вытекает из приветственного слова главы Сибирского отделения РАН академика Валентина Николаевича Пармона. «Для меня тема обсуждения не выглядит окончательно определенной, тогда как наука требует терминологической четкости, — сказал он. — Я бы предложил несколько иной акцент: физики и лирики, технари и гуманитарии. Новосибирский Академгородок, как и многие другие научные центры, прошел в 1960-х годах через такие дискуссии. Теперь, в начале нового столетия, мы видим эволюцию диалога, который стал не противопоставлять, а связывать мышление творческих гуманитариев и представителей точных наук».
О «двухполушарности» индивидуального и группового сознания говорил также председатель КМК член-корреспондент РАН Сергей Игоревич Кабанихин, а о терминологии — научный руководитель ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» академик Николай Александрович Колчанов. Он призвал обратиться к конфуцианской идее «исправления имен», согласно которой суть любого объекта имеет и прямую, и обратную связь с названием. «Замечательные памятники Дмитрию Константиновичу Беляеву и лабораторной мыши возле нашего института создал не “креативный дизайнер”, а талантливый творец, и это принципиально!» — подчеркнул ученый. В его трактовке общая задача-максимум творческих людей — обеспечить выживание homo sapiens, «…то есть создавать эмоционально емкую и насыщенную культурную среду, в свою очередь генерирующую
Инициатор мероприятия ректор Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств им. А. Д. Крячкова доктор культурологии Наталья Викторовна Багрова помогла определиться с пониманием предмета обсуждения. Креативная отрасль не подпадает под гладкую, емкую и лаконичную формулировку — это мозаика очень разных нематериальных производств, часть из которых (IT-технологии, промышленный дизайн, издательское дело, smart city, музеи, медиа и так далее) плотно примыкает к сфере исследований, а остальные прямо или косвенно питаются ее плодами. По мнению Н. Багровой, весь этот конгломерат дополнительно делится на «традиционное» (например, классическое искусство, фольклор и т. п.) и «авангардное» (дизайн, IT, современные медиа и т. д.) направления — в отношении первого следует проводить политику поддержки, второе акселерировать.
Кандидат экономических наук Ольга Владимировна Валиева из Института экономики и организации промышленного производства СО РАН показала место креативных индустрий в обеспечении инновационного развития. Степень инновационности национальной экономики имеет международно признанный индекс, на исчисление которого прямо влияет субиндекс creative outputs. Он, в свою очередь, зависит от доли нематериальных активов, креативных продуктов и услуг, а также IT-сектора в структуре валового внутреннего продукта (ВВП) той или иной страны. «У креативных индустрий есть нормальные единицы измерения и методики расчетов, — подчеркнула Ольга Валиева. — Если же говорить об интегрирующем индексе инновационности, то тут Россия далеко не в числе первых». Но и не в последних: в мировой шкале наша страна занимает 45-е место, в европейской — 29-е (из 56, включая непризнанные государства). В списке десяти лидеров инновационности среди «стран с доходами выше средних» Россия стоит на шестой позиции: после, в частности, Китая, Турции и Таиланда и перед Мексикой и Сербией. К тому же налицо ряд положительных трендов: так, с 2017-го по 2021 год у нас в стране нарастал поток заявок на товарные знаки, чему не препятствовала и пандемия: прошлый год дал 13-процентную прибавку к позапрошлому.
На этой волне брендинга Новосибирская область лидирует в Сибирском федеральном округе, но в общероссийском масштабе уступает не только Москве и Санкт-Петербургу, но также Краснодарскому краю. Впрочем, выступление О. Валиевой акцентировало не конкуренцию, а кооперацию регионов в развитии креативных индустрий. «Важно выстраивать межрегиональное сотрудничество — и как возможность расширения технологических границ, и как базис единого культурного пространства, а также сообща развивать экспортный потенциал креативных индустрий», — подчеркнула экономист. В этом же ключе прозвучала реплика кандидата физико-математических наук Вахи Исаевича Гишларкаева, советника по развитию математического образования Чеченского государственного университета, начавшего сотрудничать на постоянной основе с Сибирским отделением РАН. Ваха Гишларкаев выступил с инициативой открытия общенационального музея кавказской культуры: «Это послужило бы достижению сразу двух целей: консолидации общества и монетизации интереса к достоянию наших народов».
«Гению места», важности формирования определенных точек роста креативных индустрий, было посвящено много сообщений и выступлений. Продюсер мультипликационного проекта «Маша и Медведь» Дмитрий Геннадьевич Ловейко напомнил о феномене якутского кино: частная инициатива создания фильмов с этническим колоритом получила поддержку республиканского правительства и переросла в тренд, заметный на общероссийском уровне. Президент ассоциации «СибАкадемСофт» Ирина Аманжоловна Травина подчеркнула важность подготовки креативных кадров по определенной узкой специализации: так, в Сибирском федеральном университете (Красноярск) совместно с французским Институтом Поля Бокюза был открыт необычный факультет — гастрономии. «В результате город становится кулинарной столицей Сибири, даже в ковидном 2021 году там открылось 17 новых ресторанов, в том числе высокой кухни, — акцентировала И. Травина. — Нечто подобное следует предпринимать и по другим креативным технологиям, например в гейм-индустрии. Здесь не хватает центра целевой подготовки кадров с привлечением международных компетенций и авторитетов». Заместитель генерального директора по взаимодействию с регионами ООО «Газпром трансгаз Томск» (индустриального партнера СО РАН) Сергей Михайлович Кириллин упомянул о блоке «Человеческий капитал», включенном в корпоративную программу развития. Комплекс «Кедровый» под Томском играет здесь роль не только спортивно-оздоровительного, но и творческого центра. «К любому строительному проекту должна быть привязана креативная составляющая», — считает Олег Валентинович Бегинин, генеральный директор Севастопольского филиала ООО «ЮжПромПроект», которое на уровне мастер-плана занимается формированием облика нового города на западном берегу Крыма при поддержке экспертов СО РАН.
О том, как строительный проект целиком может стать креативным и изменить среду вокруг себя, рассказал Андрей Андреевич Литвинов, председатель комитета по развитию социальной инфраструктуры и человеческого капитала федеральной территории «Сириус» и одновременно директор центра урбанистики Научно-технологического университета «Сириус». «Некогда, работая в проектном бюро, мы получили заказ из небольшого провинциального городка, — поделился он. — Требовался проект обычной газовой котельной. Мы с коллегами решили сделать ее полностью прозрачной, и заказчик, к счастью, согласился с этим. Дальше начались чудеса. Монтажники делали свою работу ювелирно, словно на арт-объекте. Котельная и вышла таким объектом, стала городской достопримечательностью, а сам город благодаря этому — магнитом для туристов».
«В современных условиях отказ от креатива — прямой путь к застою и безысходности», — убежден Андрей Литвинов. Креативные решения, по его мнению, должны опираться на научные знания и научную картину мира: «Наука — одновременно первооснова развития и его индикатор». Как пример эксперт привел архитектуру мобильной сцены в «Сириусе», движения и подсветка которой ассоциированы с астрономическими и физическими процессами. Максимально креативными, по мнению А. Литвинова, должны стать и современные подходы к популяризации науки, ее передовых достижений и трендов: «Мы должны научиться гордиться российской наукой с акцентом на ее настоящее и будущее, а не только на прошлое».
Точками роста креативных индустрий могут стать и книгохранилище, и академический исследовательский институт, и сообщество по интересам. Директор Государственной публичной научно-технической библиотеки СО РАН доктор исторических наук Ирина Владимировна Лизунова обозначила ренессанс интереса к книжной культуре и чтению: «Теперь люди берут в руки электронные книги, читают интересную им литературу в интернете, а библиотеки включаются в широкие рамки экономики досуга и управления временем», — констатировала руководитель ГПНТБ СО РАН. Крупнейшая за Уралом библиотека не только предоставляет огромные массивы научной информации, но и становится площадкой реализации культурных и гуманитарных инициатив. В докладе Ирины Лизуновой прозвучали десятки примеров: от международного фестиваля «Книжная Сибирь», всероссийских фестиваля науки и «Библионочи» до летних чтений «У фонтана», концертов новосибирских композиторов «Неоклассика» и акции «#Аутизмнеприговор». Модератор встречи заместитель председателя СО РАН доктор физико-математических наук Сергей Робертович Сверчков отметил значение прошедшей в ГПНТБ конференции LibWay-2022: «Это явление и межкультурной интеграции, и, что сегодня крайне важно, научной дипломатии». Впрочем, даже отдельная печатная книга может стать концентратом креативных решений: на примере «Атласа Сибири» это показал руководитель московского издательства «Феория» Андрей Петрович Притворов.
Помощник директора Института археологии и этнографии СО РАН по научно-просветительской работе Дарья Дмитриевна Гаркуша обозначила площадку музея под открытым небом ИАЭТ СО РАН как полигон культурных практик: концертов, этнических и реконструкторских фестивалей, праздников, мастер-классов и многого другого. Она показала демоверсию виртуальной трехмерной экскурсии по музею, презентация которой состоится в июне. Эта цифровая прогулка дает возможность «обойти» и «облететь» обширную музейную территорию зимой и летом, а также попасть внутрь строений и получить информацию по множеству объектов и артефактов. Важность «Гения места» в другом разрезе акцентировала и Екатерина Владимировна Вронская — пресс-секретарь Новосибирского регионального отделения Русского географического общества, которое она представила как экспертное сообщество (постоянно привлекающее специалистов СО РАН) и активную коммуникационную среду. «Получить грант, а главное — оторваться от дивана и начать путешествовать», — так Екатерина Вронская ответила на вопрос о том, что дает членство в РГО. Точки роста креативных индустрий требуют социологического исследования — об этом говорила доктор социологических наук Надежда Дмитриевна Вавилина, много лет изучавшая социальную структуру новосибирского Академгородка.
«Вне географии» прозвучало, пожалуй, единственное сообщение: генеральный директор АНО «Кластер искусственного интеллекта» Игорь Анатольевич Болдырев рассказал об инициативе создания маркетплейса креативных технологий и компетенций. «Представители креативных индустрий (дизайнеры, архитекторы, программисты и так далее) часто работают в режиме онлайн, — напомнил И. Болдырев. — Маркетплейс, выполненный в форме удобного мобильного приложения, поможет соединить их с заказчиками, в удобной форме управлять проектами и контролировать их бюджеты». Еще один прогнозируемый плюс мобильного маркетплейса — создавать рабочие места для студентов и проводить экспертизу их стартапов.
Одним из ключевых докладчиков выступила ректор НГУАДИ Наталья Викторовна Багрова. «Коммерциализация креатива очень похожа на коммерциализацию науки, — считает она, — поскольку в центре находится добавочная стоимость, получаемая за счет применения интеллектуальной собственности». Различие же заключается в том, что наука сосредоточена на получении новых знаний, а креативные индустрии — на погоне за «новой нефтью», которой ректор НГУАДИ назвала человеческое внимание. Человек, его таланты и компетенции, с другой стороны, являются основной производительной силой креативных индустрий, причем один креативщик трудоустраивает еще восьмерых смежников из других, поддерживающих сфер: маркетинга, дистрибуции, полиграфии и так далее. В этом плане Наталья Багрова поделилась тревогой: «Способная молодежь и раньше перетекала из Сибири в столичные города, а в свете последних событий дизайнеры полетели из России вперед айтишников».
При этом креативная отрасль начала набирать обороты, она играет всё более и более заметную роль в экономике России, ее регионов и городских агломераций. Наталья Багрова оговорила, что приводит статистику по данным государственной регистрации компаний и частных предпринимателей по формальным классификаторам — другой возможности просто нет. Получилось, что по доле выручки от таких субъектов предпринимательства Новосибирский регион уступает только Москве, Санкт-Петербургу и Нижегородской области, а город Новосибирск отстает еще от девяти региональных центров, включая Красноярск. Если же пересчитывать по соотношению числа креативных компаний (в самом широком диапазоне, от телецентров до танцевальных школ) к населению города, то абсолютным лидером в границах СФО становится Горно-Алтайск.
Н. В. Багрова, как и О. В. Валиева, на макрорегиональном уровне фокусировалась не на конкуренции, а на кооперации, хотя выступала с позиций новосибирских, прежде всего, интересов. Она напомнила, что областное правительство в июне прошлого года отдельным постановлением утвердило Концепцию развития креативных индустрий и сегодня готовит соответствующий раздел в Стратегию социально-экономического развития НСО до 2030 года. Ректор НГУАДИ уверена, что Новосибирская область обладает потенциалом совершить «лаврентьевский прорыв в культуре» и «набравшись окаянства, сделать то, что через N лет станет объектом ошеломляющего туризма».
«Тут без науки и ученых не обойтись, — резюмировала Наталья Багрова. — В этом плане сравнение с поясом внедрения очень меткое».