http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=86d7775e-7859-4dff-9aef-4ec294f51e19&print=1
© 2024 Российская академия наук

В ДЕТАЛЯХ ­ ДЬЯВОЛ?

05.04.2013

Источник: Поиск, Надежда Волчкова

Новый законопроект Минобрнауки встревожил Профсоюз РАН

Минобрнауки подготовило ряд поправок в Закон о науке и научно­технической деятельности, а также в Трудовой и Налоговый кодексы. Они призваны существенно изменить организацию и финансирование научной деятельности, а также условия труда научных работников.

Эти нововведения, подготовленные во исполнение поручения Владимира Путина по итогам заседания Совета при Президенте РФ по науке и образованию, которое состоялось в октябре 2012 года, оформлены в виде проекта закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, а также финансовых инструментов и механизмов поддержки научной деятельности в Российской Федерации”.

Документ был опубликован на сайте Минобрнауки для общественного обсуждения. Научное сообщество почему­то отреагировало на него вяло, хотя законопроект вносит в научную политику принципиальные изменения, которые коснутся очень многих ученых. Пока свое мнение высказал только Профсоюз работников РАН. На заседании его Центрального совета было заявлено, что предложения Минобрнауки по регулированию труда ученых должны быть отвергнуты, поскольку значительно ухудшают существующие условия.

“Мы против введения для научных работников конкурсной процедуры замещения должностей вместо аттестации, поскольку это фактическая замена бессрочного трудового договора на срочный, ­ объяснил председатель профсоюза Виктор Калинушкин (на снимке). ­ Сегодня ученый, с которым заключен договор на неопределенный срок, защищен: пока он выполняет оговоренные в контракте условия и этот факт подтверждается результатами аттестаций, на его место никто не имеет права претендовать. Если же будет введено обязательное прохождение раз в пять лет конкурса, как это записано в новом законопроекте, добросовестно выполняющий свои обязанности научный сотрудник может быть уволен, если проиграет конкурс человеку, имеющему лучшие показатели”.

Вопрос о введении возрастного ценза на занятие руководящих должностей в научных организациях лидер профсоюза назвал недостаточно проработанным. Он высказался против прописанного в законопроекте “потолка” ­ 60 лет для всех руководителей и заместителей руководителей научных организаций и их структурных подразделений с возможным продлением до 65 лет по решению учредителя. “Для ученого, организатора науки, 60 лет ­ вполне работоспособный возраст, ­ отметил Виктор Калинушкин. ­ Если и вводить ограничение по возрасту, то разумно было бы поднять планку до 70 лет для всех и 75 ­ в виде исключения”.

Вызвала опасение профлидера и поправка в Закон о науке, гласящая: “При осуществлении научных и научно­технических проектов научным коллективом все его члены несут солидарную ответственность”. “Допускаю, что постановка вопроса о переносе ответственности с института на конкретных исполнителей может иметь место, но до людей необходимо довести все особенности их нового положения, ­ заявил он. ­ В документе должны быть разъяснены детали, ведь в них, как говорят, кроется дьявол: какие обязательства налагаются на ученых, при каких условиях они возникают? Идет ли речь о том, что не выполнивший госконтракт коллектив должен вернуть перечисленные деньги в бюджет из своего кармана?”. По мнению Виктора Калинушкина, представленный Минобрнауки законопроект является сырым, требующим доработки и разъяснений, которые должны быть даны в виде проектов нормативных актов.

Справедливости ради надо отметить, что некоторые положения нового документа очень полезны и долгожданны. Например, устанавливается право исследователей из организаций высшего образования не реже чем через каждые 10 лет научной работы получать отпуск сроком до одного года.

Кроме того, за научными организациями закрепляется право заключать договоры о совместной научной и научно­технической деятельности и создавать консорциумы, которые могут получать финансирование, в том числе гранты. В полномочия органов государственной власти включается создание системы адресного финансирования уникальных научных установок и оборудования, находящегося в центрах коллективного пользования.

В разделе, посвященном финансовому обеспечению научной деятельности, прописаны законодательные меры по развитию фондов поддержки научной, научно­технической, инновационной деятельности. Так, введение новой организационно­правовой формы фондов позволит решить один из самых больных для ученых вопросов ­ “отвязать” грантовое финансирование от начала и конца календарного года.