http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=8721c145-fb72-4c42-a8fd-eb1446c2270a&print=1© 2024 Российская академия наук
Петербургский физик, доктор физико-математических наук, зав. сектором Петербургского института ядерной физики РАН Дмитрий Дьяконов в комментарии «Полит.ру» отметил, что «пока можно не волноваться: известно слишком мало. С хорошей долей вероятности это “утка”». Он также подчеркнул, что «если что и произошло по части сенсаций – это в Фермилабе, на Теватроне, где детектор CDF обнаружил загадочно-большую асимметрию рождения положительных и отрицательных частиц». Но и эта сенсация от 29 марта может оказаться не оправдавшей ожиданий.
Академик РАН, докт.физ-мат.наук, главный научный сотрудник Института ядерных исследований РАН (ИЯИ) Валерий Рубаков заметил, что информация о найденном бозоне Хиггса «не более, чем слухи». Первоисточником этой информации, по всей видимости, стал блог слухов профессора факультета математики Колумбийского университета (США) Питера Войта, который опубликовал сведения «о новом открытии» 21 апреля, но поспешил предупредить, что, скорее всего, это «мистификация или то, что будет опровергнуто в результате дальнейшего анализа». На «Слух этой недели» отозвались десятки ученых-комментаторов.
В России распространению сведений об «открытии» способствовал член-корреспондент РАН, сотрудник Института физики высоких энергий Сергей Денисов, который сообщил «МК» 22 апреля, что давно ожидаемый бозон Хиггса был найден в ходе эксперимента под названием ATLAS (участником которого и является профессор Денисов) на Большом адронном коллайдере в ЦЕРН. По версии ученого, это произошло в результате утечки конфиденциальной внутренней информации.
В комментарии «Полит.ру» Рубаков подчеркнул, что эти слухи анонсирует не коллаборация ATLAS, которая ведет один из четырех основных экспериментов на Большом адроннном коллайдере, а несколько частных лиц. «Скорее всего, анализ этих частных лиц неаккуратен и недостоверен. Настойчиво рекомендую подождать раздувать эти слухи, и ориентироваться на то, что скажет ATLAS официально. Ждать, думаю, придется недолго: если эффект есть, ATLAS о нем заявит быстро, если эффекта нет – то и говорить не о чем», – заметил он.
Еще один физик, ведущий научно-популярный блог о БАКе на «Элементах.ру», кандидат физико-математических наук Игорь Иванов разделяет точку зрения Дьяконова и Рубакова: «В своем блоге он отметил, что «во-первых, по этому поводу нет никакой официальной информации ни от коллаборации ATLAS, ни из ЦЕРНа. Источником слухов была не статья коллаборации ATLAS, а лишь внутренняя заметка нескольких авторов, направленная остальным участникам эксперимента. Утверждения в этой заметке никем не рецензировались, никем не одобрялись и представляют собой лишь личное мнение ее авторов. Во-вторых, среди авторов есть люди, которые уже неоднократно «хотели увидеть» хиггсовский бозон на предыдущем коллайдере LEP, но эти попытки не проходили внутреннюю рецензию исследовательских групп. В-третьих, совсем недавно коллаборация CDF, работающая на Тэватроне, обнародовала результаты поиска хиггсовского бозона как раз в распаде на два фотона, но на статистике, в сотню раз превышающей статистику LHC. Если бы слухи были верны, бозон Хиггса был бы виден на Тэватроне, но в реальности его там найдено не было. Всё это означает, что на данный момент нет никаких оснований воспринимать эти слухи всерьез».
В своем интервью «Троицкому варианту» Валерий Рубаков, рассказывая о важности еще ненайденной частицы для современной теоретической физики, отметил, что «дело даже не в самой частице, а в хиггсовском поле, которое всем частицам делает массы. … Если нужно привести аналогию, то хиггсовскую среду можно сравнить с океаном. Живя в океане, в котором пока нет волн, ты не чувствуешь, не знаешь, что ты находишься в воде, просто живешь и живешь. Когда же возникает волна, начинающаяся в океане после землетрясения, то ты уже чувствуешь, что живешь в некоей среде, а не в пустоте. Образно говоря, xиггсовский бозон – как раз такая волна». Первые статьи с теоретическим предсказанием существования бозона Хиггса были опубликованы в 1964 году бельгийцами Робертом Браутом и Франсуа Энглером (François Englert, Robert Brout), а затем британцем Питером Хиггсом (Peter Higgs), имя которого предсказанная частица и получила.