КАК ПОССОРИЛИСЬ ОБРАЗОВАНИЕ С НАУКОЙ

28.03.2013

Источник: ИТАР-ТАСС, Александр Цыганов

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов извинился перед Академией наук за те слова, которые её руководителями были сочтены оскорбительными

И в самом деле: два дня назад Ливанов заявил, отвечая на вопрос о роли РАН, что "такая форма организация науки в XXI веке бесперспективна". "Она не будет жить, она нежизнеспособна", - добавил министр в эфире "Эха Москвы".

Как убеждён сам министр Ливанов, "роль интеллектуальных центров, центров производства новых знаний играют университеты". "И это, с одной стороны, даёт постоянный приток молодых людей в науку, молодых профессионалов. С другой стороны, качественно поднимает уровень высшего образования", - пояснил он.

В соответствии с этой идеей министр и высказался по поводу традиционной российской академической организации науки: "Но у нас она живёт, - добавил он. - И эта жизнь, она еще какое-то время продлится. Может быть, долгое время, может быть, короткое. То, что от меня зависит, я буду делать, для того чтобы эта ситуация изменялась".

Академия наук в ответ обнародовала открытое письмо министру, в котором заявила, что не намерена сносить оскорбления. "Мы считаем совершенно недопустимым, что вначале на коллегии, а потом в интервью на радио министр, то есть человек, который занимает официальную должность, даёт какие-то уничижительные оценки и президиуму Академии наук, в котором немало выдающихся учёных, и самой академии, говоря, что атмосфера здесь какая-то неблагополучная и что будущего у академии нет, - подчеркнул в интервью ИТАР-ТАСС вице-президент РАН Александр Некипелов. - Мне кажется, что это очень странно для человека, возглавляющего науку, - постоянно вести атаки против ведущей научной организации страны".

После чего Дмитрию Ливанову было выдвинуто требование "публичного извинения перед сотрудниками" РАН. Иначе академия оставляла "за собой право" требовать его "отставки с поста министра".

Таким образом, подспудный, но вполне очевидный для всех знакомых с ситуацией наблюдателей конфликт вошёл в острую, можно даже сказать, горячую фазу.

Впрочем, министр притушил пламя своим извинением. "Если мои слова, - заявил он, - обидели кого-то из учёных, работающих в Российской академии наук, то я об этом искренне сожалению, приношу свои извинения".

С другой стороны, сформулировал он дальнейшую свою мысль так, что понятно стало: министр науки от своего не отступится. Условия, которые "созданы в Российской академии наук для учёных, работающих на высоком уровне, совершенно недостаточны для их эффективной работы", сказал Ливанов. "В целом система организации работы учёных Российской академии наук не является современной, не является эффективной, не соответствует мировым стандартам. И ответственность за это несёт само руководство академии наук"", - настаивает он.

Таким образом, конфликт между Академией наук и министерством науки, в общем, не окончен. В ответ на такое заявление Некипелов заметил, что "эти слова мало похожи на извинения". Иными словами, клинч рискует затянуться. А в случае такого развития событий хорошо не будет никому. И прежде всего – отечественной науке.

Но главная проблема - не в личностях. В конце концов, противостояние между Минобранауки и РАН имело место и при предыдущем министре Андрее Фурсенко. И исходило оно примерно с тех же идейных позиций.

Ибо на деле мы видим схватку двух управленческих единиц, компетенции которых пересекаются. По сути, это конфликт двух министерств науки. Академии, которая была им, фактически, с елизаветинских времён, и собственно министерства, которое одновременно ведает и системой подготовки кадров, и системой обеспечения промышленности новыми технологиями, чем, в конечном итоге, наука и является. Потому, если совсем грубо, спорят они за заказы. Отсюда и перманентный кризис школы – до неё ли тут!

Но наука об управлении давно знает решение такой проблемы. Нужно развести компетенции конфликтующих субъектов так, чтобы пересечение их ликвидировать. В данном случае – развести заказ на образование и заказ на технологии. Первый заказ государство размещает через соответствующее министерство, второй – скажем, через некий аналог госкомитета по науке.

Друг без друга они жить по-прежнему не смогут – какая наука без подготовленных системой образования учёных и какое образование без науки! Но только вместо перманентного клинча из-за пересекающихся интересов обе части единого целого будут работать на общую задачу. Из-за стремления решить которую каждый по-своему и конфликтуют сегодня два уважаемых ведомства.



©РАН 2024